Бои на западных фронтах сексуальной революции уже давно отгремели.
Но, как мне представляется, никакой сексуальной революции ни на Западе, ни у нас нет, не было и не будет. Секс – явление внепартийное, вненациональное и вневременное. Он существовал и в Древней Греции, и в доисторической Индии.
Да, изменения в человеке происходят. Но в той сфере, о которой мы ведем речь, почти нет. Рассуждения о сексуальной революции немного напоминают мне лозунги о коммунизме. И в том, и в другом случае речь идет о вещах, которых, увы, никто не видел.
Другое дело – воспитание, свойственное той или иной эпохе. Или просто общественное мнение. В некоторых африканских племенах, например, принародное совокупление не считается постыдным, зато совместное принятие пищи исключено по моральным соображениям.
Да, несдержанных проявлений, если сравнивать с 30‑ми годами XX века, в сексуальной сфере становится больше.
Почему? Изменяются условия жизни. Известно, что девственниц среди нынешних десятиклассниц гораздо меньше, чем в 50‑е годы. Причины чисто житейские – улучшились жилищные условия. Когда люди обитали в коммуналках по три и более семей вместе, это позволяло им все время невольно, а иногда и сознательно контролировать действия соседей. Отдельные же квартиры предоставляют молодежи в городе больше возможностей для ранней половой жизни. Или другая причина – распространение видео. Конечно, порнографические фильмы подстегивают воображение юных зрителей…
Вполне возможно, что для нашего государства понятие сексуальная революция относительно верное, если сравнивать 90‑е годы с 60‑ми, 70‑ми, 80‑ми. Но если сопоставить с 20‑ми годами, можно заметить, что в то время о сексологии говорили значительно больше.
Утро. Полутемная комната. Двое лежат на широкой тахте. Она курит. Он заложил руки за голову.
– Слушай, – говорит он. – Мы уже несколько лет вместе. Может быть, поженимся?
Она затягивается, выпускает дым и с грустной улыбкой тихо говорит:
– Да кому мы нужны…
(Из непридуманных рассказов)