КОГНИТИВНЫЙ СИНДРОМ СТРЕССА. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СТРЕССЕ. ДУШЕВНЫЕ (ПСИХИЧЕСКИЕ) «БОЛЕЗНИ СТРЕССА»

Из всех владений каждого человека — самое ценное и чудесное имущество — это психика (греч. psyche — душа). Но, владея, мы не распоряжаемся ею полновластно. Она при­надлежит, но не подчиняется нам, т. к. то, что мы постигаем и осмысливаем может быть забыто. Да и все, что «приходит нам в голову», особенно при стрессе, возникает неясно откуда. Из неосознаваемых глубин души (подсознания? досознания? сверхсознания?). Где вызревают творческие озарения, благие порывы и низкие помыслы, на которые в глубине души спосо­бен каждый?

В опасных ситуациях (при стрессе) сознание (мышление, па­мять, восприятие и т. п., т. е. когниции) мобилизует свои резервы (знания, навыки, умения, интуицию), чтобы спасти человека, возвратить его в нормальные, обыденные условия жизни.

Древние мыслители говорили: «Душа человека — это вся все­ленная, уместившаяся внутри нас». Душа, сознание — непостижи­мы, но самое увлекательное — постигать их. Все мы — странники по миру, нас окружающему, — по миру наших городов, нашего двора, дома, квартиры, по міру людей, среди которых живем. Но мы блуждаем и по «миру» своей души, дум, размышлений, вос­поминаний, ассоциаций, сомнений; среди радостных и горестных мыслей каждый странствует, наверно, ежедневно.

Безмерность сознания человека повседневно соприкасается с такими же «вселенными» душ других людей. Их таинствен­ное взаимодействие отражается в наших мыслях и поступках, изменяя нас особенно, когда дистресс горя и отчаяния либо, напротив, эустресс счастья, любви и вдохновенья владеют нами.

Внешний мир — реальный и мнимый — нередко опасен для нашего психического здоровья. Беды обрушиваются, перена­прягая способность осмысливать пути спасения от них. И если некуда человеку бежать и скрыться от невзгод, то его психика может «надломиться», и он спасается «бегством в болезнь». К со­жалению, болезненные, психические, адаптационно-защитные «механизмы» не всегда успешно укрывают от невыносимо экс­тремальной действительности.

Учение Ганса Селье о стрессе способствовало созданию эф­фективных способов лечения болезней из-за психологических травм, т. е. «болезней стресса». Но, как правило, так называют телесные (соматические) болезни: инфаркт сердца, инсульт мозга, артериальную гипертонию, язвенную болезнь кишечника и др. При этом упускается из виду, что болезни психики (душев­ные болезни), возникающие у психологически травмированных людей, это психические болезни стресса — неврозы и другие психогении.

С древнейших времен до середины прошлого века врачи были уверены, что заболевшему не надо знать, что происходит в его теле и психике, т. к. эти знания пробудят мнительность и утяжелят болезнь. Чтобы скрывать от больных диагнозы и методы лечения, медики использовали медицинскую латынь — язык, который не знал никто, кроме них. С учетом нынешней ментальное™ на­селения западноевропейское врачевание требует ознакомления больного с тем, чем он болен и как его лечат. Этот принцип осно­ван на том, что больной вместе с врачом может быть активным «соучастником» лечения.

Следуя за теми, кто уверен, что медицинская образованность помогает людям не болеть, а заболевшим — выздоравливать, в этой главе рассказано о психических болезнях стресса словами, понятными для людей, не имеющих медицинского образования.

Вслед за Гансом Селье попытаюсь уложить картину нарас­тания стресса на «прокрустово ложе» стадиальности (этапности, фазности), удлиняя это «ложе» вплоть до стадии «стресса уми­рания». Проблемы «стресса смерти» многолики [см. 1.3.5], не выделяю их в данной главе в особый раздел, они разбросаны на ее страницах в описаниях предсмертного транса «шахидок», пред­смертной болезни Сталина, боевого посттравматического стресса и суицидальности при интеллектуальном изнурении.

Вряд ли правы те ученые, кто подозревает в глубинах наших душ вечно таящийся «ужас смерти». Изучая его многие годы, клас­сифицирую основные (базовые) его виды. Они описаны ниже.

В этой главе рассматривается то, на что потенциально в той или иной мере способен каждый, — это стресс творчества, эустресс вдохновенья. Описываются условия, побуждающие к ним, и стрессовые ступени подъема к творческим озарениям. Что лежит в их основе? Стрессовые поиски несбывшегося? Память о неотреагированных эмоциях? Стресс потаенных сексуальных резервов? Природная одаренность? Надеюсь, что, знакомясь с это главой, читатель отчетливее увидит многое из того, что происходит при стрессе в его душе (его психике), и осознает право быть не всегда славным и достойным («белым и пушистым»). Он увидит, как протаптывать тропинки к удо­влетворению собой в нелегкие (стрессогенные) периоды жизни. Это должно помочь пониманию и других людей, достойных и недостойных.

В заключение представлены разные подходы к типологи-зации людей по признакам, которые становятся решающими при стрессе, однако лишь те, которыми пользовался автор этой монографии. В данной главе есть подсказки читателю, как разобраться в своей душе при стрессе. Для психологов и психотерапевтов, настоящих и будущих, на этих страницах на­поминания того, как понять страдальца из-за стресса жизни и помочь ему. Главу можно читать последовательно, однако если внимание привлекли какие-то ее разделы, то неплохо ознако­миться сначала с ними.

Updated: 26.01.2014 — 10:40