Здесь мы рассмотрим лишь некоторые личностные особенности, которые при стрессе становятся нетерпимыми для окружающих и даже социально-опасными.
А. Болезненное стремление уйти от стрессогенной реальности, изменив свое психическое состояние. Уход от реальности, изменяя свое психическое состояние, называют аддиктивным поведением. Оно создает личные и социальные проблемы в связи с «эпидемией» развития химической зависимости: алкоголизма и наркомании, опосредованно ведущей к росту заболеваемости СПИДом. Болезненная психическая зависимость (аддикция) может быть и иного рода: игромания (карточные игры, рулетка, игральные автоматы, компьютерные игры и т. п.), зависимость от Интернета, сексуальная аддикция, болезненное влечение к смертельному риску (см. 4.7.4) и др. Неэффективность «простых» способов избавления от стремления изменять свое психическое состояние (запреты, наказания, пропаганда) указывает на непонимание сущности и функциональных механизмов аддиктивного поведения.
Аддикция, с одной стороны, — потребность ухода от «стресса жизни», от ее напряженной монотонии. С другой стороны, такому уходу, казалось бы, помогает: (а) алкогольное и наркотическое временное отключение («ампутация») сознания либо (б) создание кратковременных стрессогенных «ударов» по психике, разрушающих долгую мучительную стрессовую монотонию.
Аддикция становится патологической, когда стремление уходить от реальности подчиняет себе мысли, поведение, взаимоотношения людей, разрушая их жизнь. Формы аддикции зависят от особенностей социально-экономического состояния общества и от индивидуальных особенностей [Боброва Э. С., Китаев-Смык Л. А., 1984. У правление и самоуправление эмоциональным состоянием в критических ситуациях в системе взаимоотношений руководитель — производственный, сельскохозяйственный коллектив. М.: ТСХА; Korolenko СР., Dikovsky А. А., 1972. The clinical classification of alcoholism/ / Anali Zavoda za Mentalno Zdravlje. — Beograd. Vol. 1, p. 5-10 и др.]. Алкогольной и наркотической зависимости посвящена обширная научная и публицистическая литература.
Причинами болезненной психологической зависимости могут быть травмы в детском возрасте, но главным образом с нарастанием изменений социально-политических и/или экономических условий жизни, когда люди не успевают или неспособны к ним своевременно адаптироваться. Аддиктивное поведение бывает не только активным, но и пассивным. «Пассивность аддикта проявляется прежде всего в семье, в которой он эмоционально изолирует себя. Внешне человек остается таким же, но "внутри" него живет уже другая аддиктивная личность со своей аддиктив-ной логикой, аддиктивными эмоциями, аддиктивной системой ценностей, аддиктивной психологической защитой. В тонкости психологических механизмов аддикт не посвящает не только других, но и сам старается не думать и не анализировать их. Такой человек в своих высказываниях ограничивается общими положениями типа: "Я делаю, как все. Такова жизнь. Когда-нибудь все будет по-другому"» [Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000, с. 296—297]. Один из основателей современной аддиктологии профессор Короленко Ц. П. описывает специфику сексуальных аддикций и аддиктивное избегание [там же, с. 302—326]. Он указывает на трудности устранения страстной приверженности к изменениям своего психического состояния.
Б. Фанатизм как психопатологическое стрессовое состояние. «Фанатизм определяется как состояние, связанное с личностной структурой и характеризующееся убежденностью в необходимости фиксации на каком-то суженном содержании или суженных системах ценностей» [Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000, с. 351] (лат. phanaticus — «храмово-исступленный»). В последние десятилетия проблемы, связанные с религиозным, идеологическим и индивидуальным фанатизмом, становятся важными в связи с агрессивностью международного терроризма, манипулирующего фанатиками. Однако все еще мало актуальных психологических исследований фанатизма; есть лишь единичные психиатрические оценки этого стрессово-измененного состояния сознания [там же, с. 351-400]. Дж. Рудин предложил классификацию фанатиков. 1. Люди, фанатично преданные лидеру и рьяно, безоговорочно выполняющие его приказы. Такие фанатики не нуждаются в осмыслении моральных последствий своих фанатических поступков.
2. фанатики, истово приверженные какому-либо виду деятельности (искусству, науке, спорту, войне, воровству, писанию доносов).
3. фанатики сверхценной идеи: революционной борьбы, всеобщей справедливости и т. п. Такие люди при уме и организационном таланте могут стать вождями национальных движений, творцами религиозных и государственных реформ [Rudin J. 1975. Fanatismus. Du Magic der Gevalt // Olten. Freiburg: 2 Aufl. Walter Verlag].
Различают «жесткий фанатизм», когда человек полностью захвачен идеей, которой подчинены все его мысли, действия, его общение. Воодушевление, радость, гордость придают силы такому фанатику. «Мягкий фанатизм» проявляется лишь при каком-то определенном виде деятельности. Вне ее человек ведет себя без ажитации и настойчивости.
Проблемы возникают в обществе и у правоохранительных органов, когда фанатизм пробуждает преступную, античеловеческую активность у отдельного человека или у группы психологически индуцированных, увлеченных им людей. Важным становится то, что логика, характер творчества фанатиков отличаются от обычных норм поведения. Чтобы предвидеть или предотвращать действия преступных фанатиков, нужны специальные знания квалифицированных психологов и психиатров [Ахмедова Х. Б. Изменение личности при посттравматическом стрессовом расстройстве (по данным обследования мирного населения, пережившего военные действия). Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 2004].
Фанатиков, воодушевленных благими целями и не преступающих закон, надо поддерживать и поощрять. Однако в экстремальных условиях жизни, пробуждающих фанатизм, как правило, возникают взаимоисключающие моральные и правовые основания для конфронтирующих фанатичных действий: героических или преступных?
В. Антисоциальные личностные расстройства.
Антисоциальные личностные расстройства имеют двоякое значение. С одной стороны, экстремальные жизненные обстоятельства подталкивают, побуждают людей, склонных к ним, к антисоциальным Действиям, которые могут стать и преступными. В исторические периоды, когда возрастают социальная, политическая, экологическая напряженность и опасность для жизни, значимо возрастает антисоциальная активность таких людей. С другой стороны, стресс, который переживают такие люди, действуя антисоциально, не безразличен для их психического и телесного здоровья. Ввиду значимости этого феномена позволим обширное цитирование из книги Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриевой, исследовавших психопатологию антисоциальности. «Для людей с такого рода расстройствами характерна хорошая вербализация, логика, умение правильно оценить обстановку. Основные отрицательные качества у лиц с антисоциальными расстройствами начинают проявляться уже в раннем возрасте. К ним относятся, согласно DSM-IV, следующие:
1) частые уходы из дома с невозвращением на ночь. Стремление взрослых наказать их сопровождается невыполняемыми обещаниями не повторять такого поведения;
2) склонность к физическому насилию, драчливость с более слабыми сверстниками;
3) жестокость по отношению к другим и издевательство над животными;
4) сознательное повреждение собственности, принадлежащей другим;
5) целенаправленные поджоги;
6) частое вранье, вызываемое разнообразными причинами;
7) склонность к кражам и грабежам;
8) стремление к вовлечению лиц противоположного пола в насильственную сексуальную активность.
Наличие трех и более признаков позволяет отнести их носителя к категории лиц, страдающих антисоциальным расстройством. В дальнейшем после 15-летнего возраста у носителей антисоциальных расстройств проявляются следующие признаки:
1) трудности в учебе, связанные с неподготовкой домашних даний;
2) трудности в производственной деятельности, связанные с тем, что такие лица часто не работают даже в тех случаях, когда работа доступна для них;
3) частые, необоснованные отсутствия в школе и на работе;
4) частые уходы с работы без реальных планов, связанных с дальнейшим трудоустройством;
5) несоответствие социальным нормам, антисоциальные действия, носящие уголовно-наказуемый характер;
6) раздражительность, агрессивность, проявляющиеся как по отношению к членам семьи (избиение собственных детей), так и по отношению к окружающим;
7) невыполнение своих финансовых обязательств (не отдают долги, не оказывают финансовой помощи нуждающимся родственникам);
8) отсутствие планирования своей жизни;
9) импульсивность, выражающаяся в переездах с места на место без ясной цели;
10) лживость;
11) отсутствие лояльности к окружающим со стремлением "свалить" вину на других, подвергнуть риску других, например, оставляя открытой электропроводку, опасную для жизни. Несоблюдение правил техники безопасности при работе, сопряженной с риском для жизни. Стремление к рискованному автовождению с подверганием риску других. Отсутствие активностей, связанных с заботой о собственных детях. Частые разводы. Отсутствие угрызений совести по поводу ущерба, нанесенного другим.
У лиц с антисоциальными нарушениями почти не представлены тревога и страх, поэтому они не боятся последствий своих действий.
В XIX в. поведение таких людей квалифицировалось как "моральное безумие" потому, что, с точки зрения психиатров, наблюдавших таких людей, человек с нормальным интеллектом, будучи психически здоровым, не в состоянии совершать подобные действия, т. к. удовольствие, получаемое им, незначительно, а последствия для других и самого себя разрушительны» [Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000, с. 164-166J.
Здесь уместно оценить нежелательное влияние на социальное положение и самосознание человека с психологическим отклонением термина (диагноза), обозначающее отклонение психического состояния от нормы. Особенности, описанные выше как «антисоциальная личность», в 1835 г. назывались «моральным безумием». Потом этот термин заменили на «психопатию», а затем на «социопатию», чтобы излишняя откровенность диагноза меньше нарушала социальный статус пациента и не создавала у него комплекса неполноценности. Однако из-за таких подмен утрачивался смысл термина, а это дезориентировало врачей-психотерапевтов следующего поколения. Началось восстановление содержательности рассматриваемого термина, возникло обозначение — «асоциальный». Но это означает негативное отношение человека ко всем людям (и к членам семьи), погружение «в себя». В МКБ-10 и в некоторых американских учебниках психиатрии антисоциальное расстройство личности называется «диссоциальным». А это подразумевает разрушенность способности ко всяким социальным контактам. Так стремление к «политкорректности» контаминиру-ет специальную и необходимую терминологию [Короленко ЦП., Дмитриева Н. В., с. 163; Мак-Вильямс Н., 2001. Психологическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Класс, с. 17].
Г. Временная реактивная дистрессовая квазидебильность.
При любом виде реактивного психогенного состояния страдают интеллектуальные функции, т. к. сознание центрируется на психотравме и размышления на любую другую тему свертываются. Случаи демонстративности своей интеллектуальной несостоятельности чаще бывают у лиц с истерическим характером. Это может проявляться в виде псевдодеменции, описанной Эрнстом Кречмером [Кречмер Э., 1920].
Можно видеть три разных вида кажущегося поглупения (ква-зидебильности) у некоторых людей, когда дистресс вознику них из-за перенапрягающего социального окружения.
Первый, когда защитно тормозятся почти все интеллектуальные процессы. В экстремальных ситуациях с непривычно большой ответственностью перед незнакомыми персонами у некоторых людей ненадолго возникает дистресс с частичной утратой интеллектуальных способностей. Это часто бывает с детьми, попавшими в незнакомую обстановку, оказавшимися перед чужими людьми. Подобное случается и во взрослом возрасте с людьми застенчивыми.
Слабо выраженное такое состояние — всего лишь эмоциональное смущение. Человек не только заторможен, но и неуклюж, говорит невпопад, краснеет. А так как самооценка у него сохранена, он еще больше смущается и либо убегает, либо тормозится окончательно («деревенеет» или «раскисает»); дело может кончиться слезами, как своеобразной адаптивно-защитной экскреторной стрессовой реакцией (см. подробнее 3.1.4). Это нередко случается на школьных и студенческих экзаменах.
В более продолжительных и неустранимых экстремальных ситуациях с несоответствием человека социальным (житейским, традиционным, деловым) требованиям у него может развиться «вынужденная дебильность». Состояние, когда тормозится и извращается дифференцированность восприятия, почти утрачивается внимание, становятся малодоступными для субъекта его запасы памяти и интеллектуальные потенциалы.
При долгом, вынужденном таком состоянии человек кажется окружающим его людям (и самому себе) дурачком, придурком. Однако, оказавшись в среде, не травмирующей его, где видят, уважают и оценивают его достоинства, этот же человек обретает свои истинные интеллектуальные и духовные способности. Возвращаясь в круг людей, не признающих его и унижающих, он вновь и вновь становится «вынужденным придурком». Но бывает, что он восстает (успешно либо по-глупому), защищая свое попранное достоинство.
Другой вид кажущейся глуповатости (квазисубдебильности) может наблюдаться у лиц, исключительно одаренных интеллектуально, но с диссоциацией речевых и мыслительных способностей, возникающей при дистрессе в ситуациях экстремального общения. У меня были возможности изучать таких людей. У этих умных, толковых, и во многом талантливых субъектов, когда они эмоционально и интеллектуально напряжены во время разговора, буквально «мысли опережают слова». Думая, соображая очень быстро, они в разговоре с собеседником успевают высказывать, проговаривать лишь каждое пятое, десятое слово из их мысленного монолога. Произносят они ключевые слова, и это дает возможность понимать их, но только близким им людям: друзьям, помощникам, ученикам, знающим то интеллектуальное «поле», на котором собирает интеллектуальный «урожай» сверхбыстро думающий человек. А вот случайным слушателям его речь кажется бессвязной, бестолковой, а сам он — потешным чудаком с наивным апломбом.
Одним из таких изучавшихся мной людей был B. C. Черномырдин. Близкие ему люди называли его «Сократом нашего времени». Это исключительно талантливый, работоспособный и потому очень успешный человек. Осознавая свою интеллектуальную мощь, он с юмором относился к людям, видящим в нем косноязычного простака. Черномырдин сам разработал и внедрил этот образ через средства массовой информации в общественное сознание, прикрывая им свою дизлексию, особенно заметную, когда у него эмоциональный стресс.
Многолетний опыт консультирования высшей административной элиты нашей страны позволил мне заметить, что, во-первых, высокопродвинувшиеся личности, несомненно, интеллектуально одарены. Во-вторых, их психологические особенности мало постижимы не только потому, что они боятся «раскрыться» перед психологами, но им незачем раскрываться даже перед близкими людьми. В-третьих, необычайные личностные особенности высшей властной элиты далеки от стандартов, норм мышления, поведения, общения, присущих обычным интеллектуалам. Потому выше приведена лишь фрагментарная характеристика человека этой элиты.
Есть еще один вид кажущейся бестолковости, возникающей при стрессе. У многих людей интеллектуальное напряжение (особенно при работе за письменным столом) нарушает их речь, создавая временную атонию голосовых связок. Срабатывает выбор альтернатив, производимый организмом (центральной нервной системой), независимо от воли человека: «Творчество либо говоруна-оратора, либо щелкопера-писателя». При писательском труде голос таких людей становится глухим, срывающимся. Более того, нарушается координация движений, при ходьбе они спотыкаются, задевают предметы. Погруженные в творческий процесс, кажутся неловкими чудаками, тогда как вне писательского творчества они и ловкие, и хорошо владеющие речью.