ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Вначале мы использовали работу с воображением для того, чтобы укрепить у наших пациентов мотивацию и дать им средство воздействия на свою иммунную систему, но вскоре оказалось, что этот процесс предоставляет возможность по­лучать чрезвычайно важную информацию об их представле­ниях и установках. К этому мы пришли совершенно случай­но. Сначала, рекомендуя своим пациентам работать с воображением, мы обращали внимание только на регулярность этих занятий, не особенно интересуясь тем, какие именно об­разы они создавали. Но как-то мы заметили, что состояние одного из пациентов продолжало быстро ухудшаться, хотя он и уверял, что работает с воображением регулярно три раза в день. Тогда мы попросили его описать содержание его ви­зуализаций.

Его ответ подтвердил наши опасения. На вопрос, как вы­глядит его рак, он ответил: «Он похож на большую черную крысу». Когда его спросили, как он представляет себе тради­ционное лечение (он проходил химиотерапию и принимал ма­ленькие желтенькие таблетки), ответом было: «Я представ­ляю его в виде маленьких желтеньких таблеток, которые попадают в кровь, и время от времени крыса поедает одну из этих таблеток». Рассказывая о том, что происходит, когда крыса съедает таблетку, он продолжал: «Ну, некоторое время ей плохо, но потом она всегда поправляется и начинает ку­сать меня еще сильнее». Когда мы спросили его, как он пред­ставляет себе лейкоциты, он ответил: «Они похожи на яйца в инкубаторе. Знаете, как яйца лежат в инкубаторе и греются под лампой? Вот так и мои белые клетки. Они ждут времени, чтобы проклюнуться».

Эти образы полностью соответствовали ухудшающемуся состоянию нашего пациента. Во-первых, рак был сильным и

167

Могущественным — «большой черной крысой». Лечение было вялым и слабым — «маленькие таблетки», которые крыса иногда глотала и действие которых было недолгим. И, нако­нец, белые кровяные тельца — представители естественной защиты его организма — оставались абсолютно неподвижны. Нашему пациенту удалось создать практически идеальную картину полного подавления иммунной системы, и он честно повторял ее три раза в день

Вскоре мы выяснили, что в визуализациях других паци­ентов тоже отчетливо проявлялись их негативные ожида­ния. Один из больных сообщил, что представлял свой рак как «большую скалу». время от времени к ней приближают­ся щетки из грубой щетины, которые пытаются стереть края этой скалы, но им мало что удается. Здесь рак снова пред­ставал сильным и неколебимым, а защитная система орга­низма — хилой, бессильной и «мало на что способной».

Еще один пациент сообщал, что представлял свои лейко­циты (белые клетки крови) в виде снежной бури, которая, кружась по всему организму, моментально заносит на своем пути почти все раковые клетки, но некоторые из них все-таки снова «высовываются». Здесь механизм защиты организма выглядит более сильным, но, на самом деле, он не уничтожает раковые клетки, он лишь засыпает их. Более того, поскольку снежинки не наделены умом и в их действиях отсутствует целенаправленность, этот образ показывает, что в воображе­нии пациента иммунная система не распознавала раковые клет­ки, а затем их уничтожала — она побеждала исключительно числом

Из всего этого мы заключили, насколько важно подробно исследовать содержание визуализаций, чтобы увидеть, как они передают установки пациента С тех пор мы стали уделять серьезное внимание тому, чтобы определять, не склонен ли тот или иной больной «припорашивать снежком», то есть прятать, свои отрицательные эмоции, или каким-либо другим способом мешать лечению.

Кроме того, мы выяснили, что содержание визуализаций меняется в зависимости от психологического состояния па —

168

Циента в каждый конкретный момент его жизни. Например, Джон Браунинг, о котором шла речь в главе 10, разработал для своих лейкоцитов устойчивый сильный образ. Он пред­ставлял их как огромную армию белых конных рыцарей. Рыцари выстраивались шеренгой, выставив вперед свои бле­стящие на солнце копья, и скакали вперед, убивая на своем пути все попадающиеся раковые клетки, которые, в свою очередь, были маленькими, медлительными существами

Но за некоторое время до двух рецидивов Джон обнару­живал, что в его визуализациях происходили изменения. Иногда в рядах своего войска он замечал черных рыцарей, которых принимал за вражеских лазутчиков, а иногда копья белых рыцарей представлялись ему погнутыми и мягкими, будто ре­зиновыми, и было совершенно очевидно, что они не способны

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Рис 1. Визуализация Джона Браунинга: белые конные рыцари.

Никому причинить вреда. Время от времени кони рыцарей были величиной с собаку — от них тоже не было большого толку. Вскоре мы заметили связь между теми образами, кото­рые представлялись Джону, и событиями его жизни. Это помогло нам понять, что мысленные образы можно использо­вать как своего рода обратную связь, предоставляющую ин­формацию о состоянии психики пациента.

Критерии эффективности мыслительных образов

С помощью ученого-психолога Джины Ахтерберг-Лоулис мы разработали перечень экспериментальных критериев, кото­рые можно использовать для оценки содержания визуализа­ций. В нашем центре пациенты с помощью этих критериев анализируют мыслительные образы друг друга и предлага­ют новые варианты визуализаций, более соответствующие положительным ожиданиям. Так, например, представление раковых клеток в виде муравьев редко ведет к успеху — вряд ли кому-нибудь во время пикника удавалось от них отделаться. Крабы — традиционные символы рака, как и другие ракообразные. Этот образ тоже подразумевает цеп­кость, от подобных существ бывает трудно отделаться. Кро­ме того, они обладают крепким панцирем, делающим их дос­таточно неуязвимыми, и большинство людей их боится — крабы олицетворяют силу болезни и тот страх, который она внушает людям.

Интерпретация образов очень похожа на интерпретацию снов — в обоих случаях мы имеем дело с очень индивидуаль­ным, символическим языком. Поэтому чтобы понять, какие представления стоят за тем или иным из ваших образов, вы должны «примерить» этот образ на себя, определяя то, что означают его свойства для вас лично. Один и тот же образ для разных людей может иметь различное эмоциональное зна­чение. И то, что для вас является символом силы и власти, другими может восприниматься как образ злобы и агрессии. Поэтому не спешите принимать чужие интерпретации ваших

170

Символов. И, само собой разумеется, образы нельзя понимать буквально — в вашем организме нет ни крабов, ни муравьев, ни белых рыцарей, ни крыс. Каким бы ни был ваш образ, важность его в том, что он обозначает для вас, и поэтому вы сами должны определить его значение. Как показывает наш опыт, у пациентов обычно хорошо развито чутье к подобным интерпретациям.

Наши исследования показали, что, несмотря на индивиду­альные различия, хорошо работающие символы обладают ни­жеперечисленными свойствами. Но поскольку мыслительные образы являются сугубо индивидуальными, нам хотелось бы еще раз подчеркнуть, что речь здесь идет об определенных свойствах символов, а не о самих символах. Трудности, воз­никающие при формировании эффективных визуализаций, будут обсуждены в следующем разделе.

1. Раковые клетки должны быть слабыми и не иметь жесткой структуры. Важно представлять себе рак как нечто мягкое, что можно разрушить, вроде котлеты или рыбьей икры.

2. Лечение должно обладать силой и мощью. Ваши образы должны отражать веру в то, что лечение безус­ловно способно разрушить рак. Воздействие мысли­тельных образов будет сильнее, если в визуализации будут присутствовать картины непосредственного вза­имодействия лечебных средств и рака так, чтобы воз­действие этих средств на рак было зримым и понят­ным.

Если, например, представляя рак, вы видите серый шар, состоящий из отдельных клеток, то лечение может вы­глядеть в виде потока желтоватой или зеленоватой жид­кости, которая, падая на шар, разбивает его на отдель­ные куски, дробит его, так что белым кровяным тельцам не составляет большого труда окончательно его разру­шить.

3. Здоровым клеткам легко восстановить те неболь­шие повреждения, которые может им нанести лече —

171

Ние. Поскольку лечение обычно задевает не только раковые, но и здоровые клетки организма, следует пред­ставлять себе, что нормальные клетки достаточно силь­ны и не могут серьезно пострадать. Тот небольшой ущерб, который все-таки им наносится, они способны быстро восстановить. Раковые клетки разрушаются, поскольку они слабы и не имеют жесткой структуры.

4. Армия лейкоцитов огромна и по количеству на­много превосходит раковые клетки. Лейкоциты яв­ляются символом естественных целительных сил ва­шего организма, поэтому в своем воображении вы должны отражать их силу и мощь. Победа лейкоцитов над раковыми клетками должна представляться в ва­ших визуализациях неизбежной.

5. Лейкоциты агрессивны, всегда готовы к бою. Они способны быстро обнаружить раковые клетки и раз­рушить их. И снова, поскольку лейкоциты символизи­руют ваш собственный защитный механизм, ту его часть, которая поможет вам поправиться, постарайтесь сде­лать их умными, ловкими и сильными. Они должны во всех отношениях превосходить раковые клетки, не оставляя места для сомнений относительно того, кто победит.

6. Мертвые раковые клетки выводятся из организ­ма естественным способом. Выведение раковых кле­ток из организма является вполне нормальным и ес­тественным процессом, не требующим ни каких-то особых усилий, ни каких-то чудес. Представляя себе этот процесс, вы просто выражаете свою уверенность в нормальном функционировании вашего организма.

7. В конце работы с воображением вы — здоровы, свободны от рака. Этот образ отражает вашу глав­ную цель. Очень важно ясно представить свое тело здоровым, бодрым, полным жизненной энергии.

8. Вы видите, как достигаете поставленных целей, выполняете свое жизненное предназначение. Эта

172

Визуализация служит подтверждением того, что у вас есть очень серьезные причины жить Вы еще раз выра­жаете свою убежденность в том, что сможете попра­виться, что готовы к жизни.

Мы обратили внимание на то, что те из наших пациентов, у которых дела шли хорошо, формировали в своем сознании образы, отвечающие перечисленным требованиям, но вместе с тем ни у кого из них визуализации не обладали с самого начала всеми перечисленными свойствами. Поэтому прежде чем у вас сформируются достаточно сильные образы, соот­ветствующие вашим новым положительным ожиданиям, при­дется некоторое время поэкспериментировать. Приведенные выше критерии предназначены для того, чтобы помочь опре­делить, что в ваших образах следует изменить или усилить. Конечно, невозможно «прописать рецепт» правильных обра­зов, но очень валено, чтобы ваш иммунный механизм всегда побеждал болезнь. Сильные образы соответствуют сильной уверенности в выздоровлении.

В вашем воображении самым сильным, приводящим к по­беде над болезнью фактором должны быть лейкоциты, а не, скажем, лекарственные средства. Нередко пациенты расска­зывают, что в их визуализациях лейкоциты нападают на рак, но оставляют после себя некоторое количество недобитых раковых клеток, чтобы их окончательно уничтожили лекар­ства. Это отражает господствующее мнение, что главное сло­во всегда остается за медициной. Мы же, хотя и отдаем дол­жное традиционным способам лечения, все же считаем, что главную роль в победе над раком играет естественная систе­ма защиты организма.

Трудности в работе с образами

Познакомившись с критериями, определяющими степень эффективности мыслительных образов, вы теперь можете подробнее рассмотреть те визуализации, которые вам уда­лось создать, проанализировать скрытые в них представле­ния, остановиться на обычно возникающих при работе с во —

173

Ображением трудностях и на некоторых способах их пре­одоления.

Образы раковых клеток

Если вам трудно представить себе рак, это может отражать сильный страх перед болезнью, часто сопровождаемый от­сутствием уверенности в том, что ваш организм способен естественным и нормальным образом от нее защищаться. Если вам трудно увидеть раковые клетки слабыми и вместо этого они предстают в ваших визуализациях сильными (вроде скал или доисторических животных) или если образ рака ярче, чем все остальные символы, это свидетельствует о ва­шей вере, что болезнь сильнее лечения или защитных систем организма.

Пациентам часто бывает трудно представить себе рак. Если с вами происходит то же самое, вообразите его как массу серых клеток, находящуюся в том месте вашего организма, где, как вы знаете или полагаете, расположен ваш рак. Чаще всего люди воображают его черным или красным, но обычно эти цвета несут в себе сильную эмоциональную окраску. Се­рый цвет более нейтрален, а один из важных моментов наше­го подхода состоит в том, чтобы нейтрализовать чувства по отношению к раку. Поэтому мы рекомендуем использовать серый, а не более насыщенный цвет. Можно представить себе рак в виде котлеты, а лейкоциты — в виде большой стаи белых собак, которые, приблизившись к котлете, поглощают ее, вылизывают все вокруг до последней крошки и отправля­ются дальше, обходя караулом все остальные уголки вашего организма. Самое главное, чтобы образ раковых клеток был нейтральным, слабым, дезорганизованным.

Образы лечебных средств

Важно представлять себе терапевтическое лечение как дру­га и союзника. Наши пациенты нередко сообщают, что, когда они изменяют свое отношение к лечению и начинают вос­принимать его как нечто положительное, дружественное, они

174

Гораздо легче переносят его побочные эффекты. Один боль­ной, например, очень боявшийся проводимой радиотерапии, дал облучавшему его аппарату имя «Джордж» и стал с ним мысленно разговаривать о всем том хорошем, что «Джордж» для него делал. Кроме этого, он постарался вести друже­ские беседы с врачами и сестрами, выражая свою благодар­ность за все их усилия. Через некоторое время после этого изменения в своем отношении к лечению он почувствовал, что переносит радиотерапию с гораздо меньшим количеством побочных эффектов. Постарайтесь наградить лечебные сред­ства какими-то конкретными чертами, сделайте их помощни­ком и другом, который помогает вам справиться с болезнью.

Образы лейкоцитов

Этот образ мы считаем наиболее важным, основным в рабо­те с воображением, поскольку он отражает вашу веру в защитные системы самого организма. Главным здесь явля­ется отношение между раковыми клетками и лейкоцитами. Приводящие к выздоровлению образы предполагают, что лей­коциты как числом, так и мощью превосходят раковые клетки.

Вот один из возможных способов создания визуализа­ции: представьте себе, что ваши лейкоциты — это рыбы. Они подплывают к сероватым раковым клеткам и их поеда­ют. Представьте, что вы видите эту картину на экране. Как только вам удастся увидеть ее достаточно ясно, станьте одной из рыб и ведите остальных в атаку на рак. Почувствуй­те себя рыбой, поедающей раковые клетки, уничтожающей их, подчищающей все, что после них осталось. Постарайтесь услы­шать все сопутствующие звуки, ощутить соответствующие эмоции.

Опять же здесь очень важно, насколько живо вы все это себе представляете. Видите ли вы лейкоциты с той же ясно­стью, что и раковые клетки? Или яснее? Может, вы видите раковые клетки более отчетливо? Если вы видите раковые клетки яснее, это, как мы уже говорили, означает, что вы больше верите в силу рака, чем в способности своего орга —

175

Низма противостоять ему, и тогда вам необходимо созна­тельно усилить образы, символизирующие лейкоциты.

Нередко свойства, которыми вы наделяете лейкоциты, от­ражают стоящие перед вами психологические трудности. Так, например, пациентам, которые не могут представить себе, как их лейкоциты нападают на рак и уничтожают его, обыч­но бывает трудно выразить гнев и враждебность. Для них важнее всего произвести на окружающих хорошее впечат­ление. Весьма вероятно, что как раз эти проблемы и повлия­ли на возникновение заболевания, а теперь мешают выздо­ровлению.

Помня обо всем сказанном, представляйте себе, что ваши лейкоциты обладают качествами, которые вы в себе считаете наиболее сильными и достойными восхищения.

Образы выведения мертвых клеток из организма

Мы уже говорили, что способ представления процесса выве­дения мертвых и умирающих клеток из организма отражает то, насколько вы доверяете естественному функционирова­нию своего тела. Некоторые из наших пациентов включают в визуализации что-то вроде волшебства или чуда, благодаря которому мертвые раковые клетки выводятся из организма. Это тоже одна из форм проявления веры в могущество рака, поскольку даже когда раковые клетки мертвы, они все-таки продолжают обладать силой, требующей вмешательства поту­сторонних сил.

Представить себя здоровым

Ваша главная задача — выздороветь, и поэтому очень важно то, как вы представляете себе возвращение здоровья, жизнен­ной силы и энергии. Если вам удается увидеть, что лейкоциты и проводимое лечение побеждают рак, но трудно вообразить себя здоровым, вполне вероятно, что вы не очень верите в возможность выздоровления. Попробуйте представить себе, как вы занимаетесь чем-то, что сейчас не можете сделать из-за

176

Болезни, или постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы были здоровы. Выберите какой-то момент своей жиз­ни, когда вы чувствовали себя максимально здоровым. По­старайтесь вспомнить это ощущение и перенесите его на на­стоящее.

Достижение поставленных целей

Постановка целей — очень существенный этап работы с во­ображением (мы подробнее обсудим его в главе 14). Если вам трудно представить себя здоровым и занятым какими-то интересными и приятными делами, это может свидетель­ствовать о ваших сомнениях в возможности поправиться. Постарайтесь вообразить, что вы достигаете поставленных целей и это доставляет вам удовольствие.

Рисунки и их интерпретации

Мы попросили вас изобразить увиденные во время визуали­зации образы по одной простой причине. Рисунок фиксиру­ет представления, свойственные вам в определенный момент времени, поэтому позже вы сможете проследить за тем, как они развиваются. Мы обычно просим своих пациентов де­лать такой рисунок раз в три месяца, а потом о нем расска­зывать. Сравнивая символы, изображенные во время перво­го сеанса, с теми, что были нарисованы позже, мы можем судить о том, как развивается отношение наших пациентов к раку, как изменяются их представления. Ниже мы приводим три истории болезни, показывающие, как со временем меня­лись визуализации и представления отдельных пациентов.

Бетти

Впервые у Бетти обнаружили рак молочной железы в 1973 г., когда ей было 35 лет. Ей сразу же сделали операцию и удалили одну молочную железу. Через некоторое время у нее был обнаружен рак второй молочной железы, и ее тоже удалили. Когда мы стали работать с Бетти в Форт-Уорте, ее лечили с помощью химиотерапии.

177

Глядя на первый рисунок Бетти, сделанный в начале на­шей работы (рис. 2), можно было не сомневаться, что лейко­циты победят. Вид у них был весьма свирепый, с острыми страшными зубами. Бетти сделала пометку «как пираньи» — знаменитые своей прожорливостью рыбы южноамериканских рек. Как подсказывал наш опыт, такие острые зубы обычно свидетельствуют о сильной злобе и враждебности, и действи —

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Рис. 2. Первая визуализация Бетти. Хорошо видны ее гнев и враждебность.

178

Тельно, во время первого сеанса в поведении Бетти очевидно присутствовали эти качества. На протяжении некоторого вре­мени эти чувства работали в ее пользу: сила, символически выраженная в ее рыбах, не оставляла сомнений в победе лей­коцитов.

Но в ее рисунке есть два элемента, которые вызвали у нас некоторое сомнение. Во-первых, раковые клетки нарисо­ваны довольно большими. Или это рак изображен как одно­родная масса? Лучше, когда пациенты могут различать от­дельные раковые клетки. Тем, кто не выделяет отдельных клеток, часто трудно увидеть, что проблема или трудность, с которой они столкнулись, состоит из нескольких моментов. Они воспринимают ее как единое целое, и это целое дей­ствует на них подавляюще.

Второе, что смутило нас в визуализации Бетти, — это изображение химиотерапии в виде заостренных стрел. Этот символ часто встречается в визуализациях пациентов и не­редко отражает страх перед лечением и представление паци­ента, что лечение пагубно влияет не только на раковые, но и на здоровые клетки. И хотя многие больные действительно испытывают побочное действие химиотерапии, оно может быть значительно уменьшено, если представлять его себе в несколько другом виде, скажем, в виде «лекарственной мази», которая целенаправленно втирается в каждую раковую клет —

КУ —

На втором рисунке Бетти, сделанном шесть месяцев спус­тя (рис. 3), пираньи (лейкоциты) все еще присутствовали, но их зубы стали несколько меньше, хотя и продолжали оста­ваться достаточно опасными для рака. Зато теперь у рыб появились явно выраженные глаза, что свидетельствует об их бдительности и целенаправленности действий. В ходе этой встречи в Бетти было значительно меньше злобы, и она рас­сказала группе, как все последнее время работала с этой про­блемой.

Теперь раковые клетки выглядели маленькими и были похожи на виноград, обвивавший нормальные клетки. Бетти связывала этот образ с сильным страхом, который последнее

179

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Puc. 3. Визуализация Бетти шесть месяцев спустя

Время испытывала (мы обратили внимание, что вьющиеся, пе­реплетенные символы и проекции в форме пальцев обычно отражают страх). Во время работы с Бетти нам стало ясно, что кроме осознаваемого страха смерти, причем смерти в оди­ночестве, в ней жил страх от ее выздоровления и того, что ей снова придется решать проблемы, временно отодвинутые бо­лезнью на второй план.

Бетти где-то усвоила неверные представления о предра­ковых клетках и на этом рисунке изобразила их в виде што­поров. Кое-где даже кажется, что они нападают на лейкоци­ты. Она решила, что предраковые клетки способны внедряться в нормальные клетки, что с медицинской точки зрения — неверно.

Сейчас Бетти вполне здорова и физически, и душевно, и занимается с психологом-консультантом в своем родном го­роде

180

Дженифер

У 30-летней Дженифер был обнаружен рак яичников. Глядя на нее, можно было сразу понять, что это — застенчивая

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Рис. 4. Мысленные образы Дженифер после нашей первой встречи, первый рисунок.

181

Женщина, которой трудно настоять на своем и удовлетворить свои эмоциональные потребности.

Когда ее попросили нарисовать то, что она представляла себе во время визуализации, Дженифер сделала два рисунка. На первом (рис. 4) рак был изображен в виде ледяной глы­бы, а лейкоциты — в виде солнца, лучи которого растаплива­ют этот лед. Химиотерапия выглядела как белый порошок, который засыпал рак, рядом с которым Дженифер сделала пометку «раковое чудовище». Очевидно, слово «чудовище» отражало ее страх перед раком и одновременно его силу и свирепость. Образ химиотерапии был весьма слаб: порошок едва ли может что-то поделать с чудовищем. И хотя солнце (лейкоциты) способно растопить глыбу льда, оно все же яв­ляется слабым образом, которому не хватает определенной направленности — оно как бы светит вообще и заодно рас­тапливает рак.

Ее второй рисунок (рис. 5) свидетельствовал об ощуще­нии еще большей беспомощности. Рак был изображен в виде бревен, застрявших в ходе лесосплава, а один-единственный человечек, символизировавший лейкоциты, пытался устранить этот завал. Бревна удастся спустить только в том случае, если этот человечек сможет разобрать завал, но даже и тог­да они останутся не измененными, то есть раковыми клетка­ми, плавающими в ее организме. Имея в арсенале всего один такой лейкоцит, Дженифер вряд ли справится с образовав­шимся завалом.

Рисунок говорил и об отсутствии твердости и силы — то есть той энергии, которая могла бы устранить завал накопив­шихся в ее жизни проблем (люди, изображающие всего один лейкоцит, обычно ощущают, что если им предстоит что-то со­вершить, то делать это им придется в одиночестве, без посто­ронней помощи, и это еще больше усиливает чувство беспо­мощности и безнадежности).

Образ химиотерапии на этом рисунке тоже не отличался силой — это был яд, который потихоньку капал на рак, опять-таки обозначенный «раковое чудовище», и, по всей видимости, не наносил ему серьезного вреда. Само чудовище выглядело

182

Достаточно человекообразно — у него были глаза и рот, что предполагало ум и бдительность, с помощью которых оно могло защитить себя.

Судя по обоим рисункам, Дженифер находилась в состо­янии полного замешательства, ее образы постоянно меня­лись, и она не верила в то, что химиотерапия или ее соб —

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Рис. 5. Мысленные образы Дженифер после нашей первой встречи, второй рисунок.

183

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Рис. 6. Мысленные образы Дженифер полгода спустя.

Ственная естественная защита смогут существенно повлиять на рак.

Через шесть месяцев в визуализации Дженифер (рис. 6) произошли значительные положительные изменения. Ее лей­коциты теперь выглядели как злые акулы с острыми зуба­ми. Для Дженифер проявление каких-то признаков злобы и агрессии — а акулы, бесспорно, агрессивны — было боль­шим шагом вперед. Раковые клетки тоже были гораздо мень­ше и менее зловредны. К сожалению, между акулами и ра­ковыми клетками не происходило никакого взаимодействия,

184

Более того, судя по рисунку, акулы, казалось, направляют свою агрессивность на химиотерапию (которая удивитель­ным образом напоминала «раковые бревна» с первого ри­сунка).

Эти образы соответствовали тому, что происходило в ее реальной жизни: Дженифер была явно враждебно настрое­на против химиотерапии. Хотя акулы символизировали ту ее часть, которая могла бы помочь ей поправиться, эту агрессивную силу следовало бы обратить не на лечение, а на действительный источник ее неприятностей. Несмотря на злость, которую она испытывала к химиотерапии, образ лечения был не очень сильным — она ассоциировала его с таблетками «Алка-зельцер», которые никак нельзя на­звать сильным лекарственным препаратом, что свидетель­ствовало о слабой вере в результаты лечения. Хотя таб­летки и растворялись у нее в крови, здесь снова не было показано никакого взаимодействия между химиотерапией и раком.

По сравнению с первым рисунком Дженифер очевидно делала некоторые успехи, но вновь обретенная твердость и энергия в тот момент все еще не были направлены на глав­ный источник проблем. Однако за последние два года она значительно продвинулась вперед.

Гленн

Гленну было 50 лет, и он работал психологом в клинике. У него был рак почки с метастазами в легкие, но уже в течение четырех лет болезнь не прогрессировала. Поскольку при этом виде рака химиотерапию не назначали, он не полу­чал никакого лечения.

На своем первом рисунке Гленн изобразил рак, окружен­ный лейкоцитами. Под их воздействием рак постепенно умень­шался, пока от него не оставалась одна-единственная клетка (рис. 7). Во время релаксации и работы с воображением Гленн никак не мог уничтожить эту последнюю клетку, но во время бега трусцой ему удавалось представить себе, как

185

Рис 7 Первоначальная визуализация Глепна

Эту последнюю раковую клетку поглощает гигантский лей­коцит

Хотя на рисунке и было показано, что в конце концов ему удавалось уничтожить рак, образы Гленна все таки вы­глядели недостаточно сильными Казалось, что лейкоциты располагались лишь по периметру рака, между ними и раком не видно было активного взаимодействия, лишь поверхност ное соприкосновение (такое стремление быть на поверхно­сти часто свидетельствует о нежелании пациента подробно проанализировать причины возникновения рака) Кроме того,

186

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Рис 8 Визуализация Гленна спустя полгода

Уничтожение последней раковой клетки требовало от Глен­на неимоверных усилий — для того, чтобы это произошло, ему непременно надо было бегать В последней раковой клетке было что то почти магическое, почти что нежелание расста­ваться с болезнью и указание на то, что для избавления от болезни потребуется невероятно большой лейкоцит и какое-то сверхзначимое событие

Шесть месяцев спустя его рисунок (рис 8) говорил уже о наличии большего взаимодействия между лейкоцитами и раком, но относительные размеры опухоли и этих лейкоци­тов не предполагали абсолютного перевеса в силе со сторо­ны защитной системы организма Внезапно, откуда ни возьмись, появлялся огромный лейкоцит, который разбивал опухоль, и ее осколки подбирали обычные лейкоциты Рисунок снова показывал, что должно произойти что то экстраординарное, что, пока не произойдет чуда, рак будет оставаться цел и

187

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Невредим. Мы в этом видели нежелание Гленна разбираться в составляющих главную проблему мелких обстоятельствах. Он, скорее, предпочитал выжидать, пока не произойдет нечто, что все объяснит и все решит.

Как это происходило и в визуализациях Гленна, его опу­холь не уменьшается, хотя общее самочувствие остается не­плохим, он продолжает преподавать в университете и бегать трусцой.

Чарльз

Чарльз был успешным предпринимателем, у которого в 62 го­да, после выхода на пенсию, развилась множественная миело-ма. Поскольку заболевание было выявлено лишь на основа­нии лабораторных анализов, а у самого Чарльза не наблюдалось никаких болезненных симптомов, его лечащий врач решил подождать с химиотерапией. С тех пор прошло три года, и обследование показывает, что болезнь значительно отступила, хотя он так и не получал никакой химиотерапии Еще до участия в нашей программе Чарльз в течение нескольких лет посещал частного психотерапевта, и одна из проблем, над ко­торой они работали, состояла в том, что он испытывал труд­ности в выражении гнева.

Рисунки, которые Чарльз выполнил с промежутком в год, очень похожи друг на друга (рис. 9 и 10). На обоих лейко­циты (акулы или крупные рыбы) очевидно сильнее рака, что отражает положительные ожидания пациента. Самое глав­ное отличие рисунков заключалось в их размере: первый занимал почти весь лист, а второй — небольшую его часть. Это говорит о том, насколько меньше места занимает теперь рак в жизни Чарльза — анализы крови свидетельствуют, что рак уменьшается, физическое состояние пациента про­должает оставаться отличным, и в свои 62 года он регуляр­но обыгрывает авторов этой книги в теннис.

Еще одним положительным знаком было то, что на первом рисунке рак был в большой степени отгорожен от внешнего мира организованными рядами лейкоцитов, иными словами,

188

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Рис. 9. Первоначальный мысленный образ Чарльза.

Ot^J ^ ^

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Рыс. /0. Мысленный образ Чарльза спустя год.

189

Был изолирован, подобно тому, как Чарльз изолировал свои жизненные трудности. На втором рисунке такой ограничен­ности гораздо меньше. Мы связали эти образы с меньшим стремлением Чарльза эмоционально защищаться и его боль­шей готовностью открыто рассматривать встающие перед ним проблемы.

Об одной из таких проблем можно догадаться, глядя на второй рисунок: там у его акул или рыб нет пасти — их основного оружия. В то время, когда был сделан первый рисунок, Чарльз переживал сильную горечь и боль по поводу смерти близкого друга, и его злоба выразилась в острых, агрессивных зубах. Ко времени выполнения второго рисун­ка он стал снова сдерживать свой гнев по поводу жизненных проблем, и нам пришлось еще раз вместе с ним работать над этой трудностью.

Визуализация как способ описания человеческого «я»

Интерпретируя рисунки наших пациентов, мы стремимся при­нимать во внимание все существенные жизненные проблемы, стоящие перед ними в данный момент. Мы стараемся понять рисунок исходя из того, что знаем о личности больного и его жизненной ситуации. Поэтому если для Бетти можно считать достижением, когда ей удается ослабить свой гнев и враждеб­ность, выраженную в рыбах-пираньях, то для Дженифер, на­оборот, прогрессом будет, если она изобразит естественную защиту своего организма в виде акул. В первом случае гнев и враждебность Бетти заставляли ее отвергать одобрение и признание окружающих, которого ей так недоставало и кото­рое она, будем надеяться, все-таки получит. А для такого пассивного человека, как Дженифер, та энергия, которую иногда может нести с собой гнев, была совершенно необходима, хотя ей все еще предстоит научиться пользоваться этой энергией себе во благо.

Иногда работу с воображением можно использовать не только для выяснения представлений пациентов относитель —

190

Но рака, но и как способ описания более широкой психологи­ческой ситуации, в которой они находятся. Интерпретируя их визуализации, мы рассматриваем символ рака как ту часть личности человека, которая либо сама ищет смерти, либо хо­чет его убить, а лейкоциты — как ту его часть, которая стре­мится к жизни или поможет ему выжить.

Болезнь становится физическим выражением схватки, ко­торую ведут между собой две части человеческого «я»: та, которая отрицает и разрушает, и та, которая поддерживает и утверждает жизнь. Символическое соотношение сил между раком и естественной защитой организма — это не только показатель живущих в человеке представлений о болезни, оно говорит и о том, хочет ли он жить или умереть.

Наши пациенты выполняют подобные рисунки каждые три месяца, когда в очередной раз приезжают в Форт-Уорт. И хотя они полностью осведомлены о том, для чего эти ри­сунки нужны, это не влияет на их визуализации, которые остаются источником информации о внутренних психологи­ческих процессах.

Мы рекомендуем им использовать работу с воображе­нием (включая свое отношение к самой этой работе и из­менения мыслительных образов в ее процессе) в качестве важного способа познания своего психологического состоя­ния. Когда наши пациенты начинают спрашивать себя: «По­чему ко мне сейчас приходят именно эти образы? Какие изменения в моих представлениях они символизируют? По­чему в данный момент я вижу вещи именно в этом свете?», то это означает, что они принимают участие в процессе фор­мирования своих установок и в немалой степени им управ­ляют.

Попробуйте использовать упражнение на релаксацию и визуализацию для исследования и других жизненных про­блем. Конечно, в первые недели и месяцы главное внимание нужно уделять тому, чтобы поправиться — без этого вам будет трудно сосредоточиться на других проблемах. Но, по мере того как здоровье начнет к вам возвращаться, поста­райтесь найти способ применить данный подход к более ши —

191

Рокому спектру жизненных проблем. Как мы уже не раз повторяли, мысленное представление положительного резуль­тата является основным принципом самореализующегося предсказания. Оно поможет вам добиться желаемых резуль­татов во множестве областей.

Updated: 07.11.2012 — 14:13