ТЕХНИКА АЛЕКСАН ДЕРА

Техника Александера — метод, показывающий людям, неправильно и не­эффективно пользующимся своим телом, как можно избежать этих непра­вильностей в действии и в покое. Под «использованием» Александер имеет в еиду наши привычки в держании и движении тела, привычки, которые непос­редственно влияют на то, как мы функ­ционируем физически, умственно и эмоционально.

Ф. Матиас Александер был австра­лийским шекспировским актером; свою систему он создал в конце XIX века. Он страдал повторяющейся потерей голо­са, для которой, по-видимому, не было никакой органической причины. Алек­сандер провел девять лет тщательного самонаблюдения перед трехстворчатым зеркалом. Посредством самонаблюдения он обнаружил, что потери голо­са были связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрирован­ным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником.

Один из преподавателей метода описывает работу так: «Во время урока я прежде всего прошу ученика не делать ничего. Если я хочу, чтобы он сел на стул, я вовсе не хочу, чтобы он сделал это. Он должен совершенно отказаться от себя, предоставить мне двигать его. Мы не добавляем нечто новое сверх привычек, которые у него уже есть, и останавливаем его в применении этих привычек. Он должен быть свободным, открытым и нейтральным, чтобы испытать что-то иное. Он должен испытать то, как он двигался когда-то до того, как возобладали дурные привычки».

Александер полагал, что предпосылкой свободных и естественных дви­жений, что бы мы ни делали, является наибольшее возможное растяжение позвоночника. Это не означает насильственного вытягивания позвоночника; имеется в виду естественное вытягивание вверх. Изучающие метод Алексакдера работают прежде всего с формулой: «Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расши­риться».

Цель состоит не в том, чтобы стараться и вовлекаться в какую-либо мышечную деятельность; ученик стремится дать телу автоматически и есте­ственно приспособиться во время концентрированного повторения формулы, а на уроке — при реагировании на руководящие движения учителя. На уроке прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности, й ученик постепенно научается применять принципы техники. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. С другой стороны, нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портит координацию движений.

Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руковод­ство в овладении более эффективным и удовлетворительным использовани­ем тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствую­щие свободным движениям тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика в неболь­ших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действовала и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом. Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнение к так называемой «работе за столом», когда ученик ложится и в рухах учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расши­ряет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседнев­ной жизни. Техника Александера особенно популярна среди артистов, танцоровит. п. Она также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хро­нических заболеваний.

Updated: 06.11.2012 — 14:46