ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИМВОЛИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИИ

G. V. Razhnew

Smolensk, Military academy army air defense

Etho-cultural symbols of Russia flag

The article deals with the attempt of the ethno-cultural investigation of Russia flag. The analysis of ethno-cultural symbols of its three colors: white, blue and red is made, which is of great scientific and practical value for the criticism of opponents and educa­tion of patriotism.

В Федеральном Конституционном законе «О Г осударственном флаге Российской Федерации», принятом в декабре 2000 года, к сожалению, нет ни строчки о семантике российского флага. Вместе с тем Президент России подписал распоряжение «О программе мероприятий по популя­ризации государственных символов России» (Собр. Законодательства РФ, 2004). Без сомнения, озабоченность Президента вызвана и тем, что с воз­рождением российского триколора грубые нападки на него не прекра­щаются. Напомню, В. В. Похлёбкин написал некорректную статью о на­ших символах, в которой назвал расположение полос на флаге России как «дурацкое, если не сказать провокационно-вызывающее, сохранён­ное по глупости» (Похлёбкин, 1998, с.3). По его мнению, белый цвет на флаге олицетворяет дворянство, синий — купечество, а красный — рабо­чий класс и крестьянство, поэтому подобная символика на фоне общего обнищания представляется циничной и зловещей.

Последователь В. В.Похлёбкина А. А. Щелоков в такой же манере утвер­ждает, что у нас произошло «тотальное восстановление монархической символики» (Щелоков, 2007, с.4).

Отпор тенденциозной критике нашего триколора может дать только обстоятельное этнокультурное исследование символики российского флага, к которому наши историки и психологи ещё не приступали. В 1911 году несколько учёных к этой проблеме пытались подойти, но затем об этой проблеме забыли, так как триколор и двуглавый орёл в 1917 году, казалось, навсегда были выброшены на свалку истории.

Сегодня это — одна из актуальных тем для исследователей, имеющая огромное научное и практическое значение для воспитания патриотиз­ма и уважительного отношения к государственному флагу.

В качестве введения к такому исследованию выскажем несколько тези­сов. Если серьёзно заняться проблемой, какой цвет лучше всего отражает этнокультурные особенности русского народа, то сначала следует отве­тить на вопрос: а в чём состоит самобытность духовного облика россиян, в чём неповторимое своеобразие русской души? Вспомним, что отмечали в русской душе духовные светочи России.

Л. Н.Толстой и И. С.Тургенев выделяли духовное достоинство русского человека, дававшего ему силы спокойно смотреть в лицо смерти во время сражений. Н. Бердяев выделял устремлённость к высоте русской души, её исключительное свободолюбие и любовь к людям (Бердяев, 1990). И. А. Иль — ин считал, что центральной идеей русской души является идея созерцаю­щего сердца, идея души, предрасположенной к сочувствию, доброте. Он отмечал широту души русского человека, его ласковость, сердечность и простоту обхождения в противоположность черствости и чопорности за­падного человека. Особо он выделял русское правдолюбие, стремление к поиску истины, породившее, по его словам, «живой сонм русских правдо­любцев» (Ильин, 1991). Г. В.Флоровский выделял любомудрие и мечтатель­ность русской души (Флоровский, 2009) .

Так вот, в геральдике все перечисленные качества олицетворяет синий цвет, поэтому он был одним из любимых цветов русских. Особенно его любили славяне, жившие на Украине (Сергійчук, 1990). У славян, живших севернее, синий цвет тоже был в почёте, достаточно вспомнить Гжель и рус­скую финифть. Гжель считается неофициальным символом фольклорной России. До наших дней синий цвет дошёл в униформе казаков. И у право­славных христиан синий цвет был любимым: не только ризы Спасителя и Богоматери, но и многих святых имели синий цвет. В шедевре А. Рублёва «Троица» синий цвет является доминирующим в одежде ангелов.

Соперничая с красным цветом, синий цвет у славян иногда одер­живал верх: так случилось при выборе фона для герба Киева, древней столицы «Малой Руси», синий цвет стал фоном и в гербах Пскова, Орла, Астрахани, Белгорода, Калуги, Симбирска и многих других рус­ских городов.

Белый цвет испокон веков был у русских спутником красного, симво­лизируя духовную чистоту, святость и величественность. Этот цвет имели ризы Г еоргия Победоносца, древнейшего покровителя Руси и её воинов. Православные считали белый цвет олицетворением Святого Духа. Особо почитали его русские воины: уходя на смертный бой, они одевались в белое. Крепостные стены городов русские белили. Этнографически этот цвет почитался больше всего в «Белой Руси», центром которой считался Смоленск, в гербе которого не случайно фон белый.

Что же касается красного цвета, то он с незапамятных времён при­знан цветом русского этноса. Этот факт увековечил ещё в XII веке выдаю­щийся поэт Востока Низами Гянджеви в поэме «Семь красавиц», в кото­рой рассказал, что каждая из семи жён Бехрама жила в храме с куполом, который был окрашен в цвет того народа, откуда она была родом. Сла­вянская княжна жила под красным куполом.

Красный считался всегда исконным цветом русских. Красными были праздничные мужские рубашки, девичьи ленты, шитьё и др. Неспроста в русском языке слово «красный» имеет ряд синонимов, выражающих кра­соту и величие: красный звон, красна девица, красный угол, красная цена и многое другое. Не удивительно, что красный цвет стал украшать и зна­мёна славян. Так, например, знамя Ивана Грозного 1552 года было крас­ным. Такого же цвета были знамёна ополчения Дмитрия Пожарского. Красный цвет стал фоном в гербе Москвы, столицы «Великой Руси».

Таким образом, цвета российского государственного флага всесторон­не отражают сущность и своеобразие русского этноса.

Список литературы

Бердяев Н. Судьба России. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 256 с.

Ильин И. А. О русском национализме. О русской идее. — Новосибирск.: Изд — во «Русский архив», 1991. — 134 с.

Похлебкин В. В. Красный флаг России и другие её естественные символы // Независимая газета. — 1998. — 6 марта.

Распоряжение Президента РФ «О программе мероприятий по популяри­зации государственных символов России до 2010 г.» от 7 декабря 2004 г. // Собр. Законодательства РФ. 2004, № 50, ст. 5055.

Сергійчук В. І. Доля украінськоі національної символіки. — Киів.: Т-во «Знан­ня» УРСР, 1990. — 48 с.

Флоровский Г. В. Пути русского богословия. — М.: Изд-во Институт русской цивилизации, 2009. — 600 с.

Щелоков А. А. Увлекательная геральдика. — М.: Эксмо, 2007. — 352 с.

Н. Г. Ранчугова

Смоленск, Смоленский гуманитарный университет

Updated: 01.09.2013 — 06:22