ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИОТИПИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЭТНОФОРОВ

O. S. Pavlova

Moscow State University ofPsychology & Education

Ethno-cultural values as the determinants of sociotypical behavior of ethnophors

The results of the study of ethno-cultural values of the Chechens and the Ingushes can be found in the article of O. S. Pavlova. On the basis of empirical data was made an attempt to analyse what role the norms and values of Islam, adats (customs), ethno-etiquette as well as the values of collectivism and traditionalism play in the structure of ethno-cultural values.

Этнокультурные ценности являются системными детерминантами, определяющими идеалы, ценности и нормы этнофора. Фактически уже в работах Ф. Клакхон и Ф. Стродтбек указывается на то, что стиль поведе­ния, эмоции и многое другое определяется ценностными ориентациями общества (Kluckhohn, Strodtbeck, 1961). Иерархии этнонациональных ценностей посвящены исследования М. Рокича (Rokeach, 1969, 1972, 1973, 1979; Rokeach, Lennan, Daniel, 1972), подход которого получил развитие в работах Г. Хофстеде и М. Бонда, Ш. Шварца и др. (Hofstede, Bond, 1984, 1988; Shwartz, 1984). В России проблема ценностей изучалась и изучается с позиций разных наук философами, психологами, политологами, куль­турологами, социологами (Тутаринов, 1960; Дробницкий, 1967; Жуков, 1976; Ядов, 1979; Бубнова, 1991, 1997; Леонтьев, 1992, 1996; Семенов, 1996; Горяинов, 1996; Знаков, 1997; Бобнева, Дорофеев, 1997; Почебут, 1997; Хащенко, 1998; Журавлева, 1999).

Конец 20-го — начало 21 столетий охарактеризовался повышением ин­тереса к различным аспектам ценностной структуры россиян. Так, в ра — батах, выполненных под руководством Н. М.Лебедевой, исследовалась динамика базовых ценностей россиян и ее влияние на экономические и политические установки (Лебедева, 2000, 2001, 2007). Анализу взаимосвя­зи ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению по­священы исследования В. В.Г риценко и Т. Н.Смотровой (2005, 2008).

Система этнокультурных ценностей, ее структура связана с истори­ческой судьбой народа и формируется в процессе коллективной жизне­деятельности этноса. Актуальность изучения структуры ценностных ори­ентаций этнофоров Северного Кавказа диктуется напряженной обста­новкой в этом регионе. Настоящее исследование посвящено изучению этнокультурных ценностей, детерминирующих социотипическое пове­дение чеченцев и ингушей. В основу исследования положена гипотеза о том, что основными источниками этноценностных ориентаций современ­ной вайнахской культуры, регламентирующих социотипическое поведе­ние чеченцев и ингушей, являются следующие:

— Нормы и ценности ислама.

— Адаты (обычаи).

— Этноэтикет северокавказских культур.

— Ценности коллективизма и традиционализма.

Значимость вышеперечисленных факторов подчеркивается в иссле­дованиях различных ученых, обращающих свой взор к изучению со — циотипического поведения представителей Северного Кавказа (Анча — бадзе, 2001; Ашхамакова, 2006; Бгажноков, 1999; Богатырева, 2009; Гад­жимурадова, 2008; Ильясов, 2006; Крысько, 2004; Кудашев, 1991; Маль — сагов, 2005; Мамбетов, 2002; Налоев, 2004; Накохова, 2008; Нефляше- ва, 2006; Тхагапсоев, 1995; Ханаху, Цветков, 1996; Хасбулатова, 2006, Эфендиев, 1999).

Эмпирическое исследование этнокультурных ценностей чеченцев и ингушей проводится нами с 2007 года и продолжается в настоящее вре­мя. Для изучения этнокультурных ценностей были использованы следу­ющие методики: методика ранжирования системы ценностей (Ш. Шварц, у. Билски), методика «Показатели индивидуализма — коллективизма» (Г. Триандис, разработка Л. Г.Почебут), тест «Кто Я?» (М. Куна, Т. Макпар — тлэнда), неоконченные предложения (авторский вариант), этнопсихоло­гический опросник (авторский вариант), методика Дж. Финни, измеряю­щая выраженность этнической идентичности, методика «Этническая аффилиация» (Г. у. Солдатова), «Культурно-ценностный дифференциал» (Г. у.Солдатова).

В исследовании к настоящему времени приняли участие 90 респон­дентов, из которых 50 человек отнесли себя к ингушам, 36 — к чеченцам, и по 2 — к вайнахам и мелхистинцам. Проанализируем некоторые резуль­таты, полученные в процессе исследования.

С целью подтверждения выдвинутой перед исследованием гипотезы использовался авторский опросник. В частности, респондентам было пред­ложено ответить на следующий вопрос: «Как Вы считаете, чем должно, прежде всего, регулироваться поведение чеченца (ингуша) в настоящее время (расставьте цифры от 1 до 5 в порядке повышения значимости: 1 — наименее важное, 5 — самое важное):

Таблица 9

Распределение ответов, полученных на вопрос о регуляции поведения этнофоров (в баллах, по пятибалльной шкале)

Этнофоры

Ингуши

Чеченцы

Мужчины

Женщины

Все

Респонд.

Мужчины

Женщины

Все

Респонд.

Законы

Шариата

3,59

3,24

3,44

3,33

3,80

3,45

Общегосуд.

Законы

2,97

3,29

3,10

2,67

3,60

2,90

Обычаи и традиции

3,00

3,05

3,02

3,00

2,50

2,88

Нормы

Этноэтики

2,93

2,95

2,94

3,10

2,20

2,88

Нормы

Своего

Тейпа

1,93

1,57

1,78

2,67

2,90

2,73

— Законами шариата;

— Общегосударственными законами;

— Обычаями и традициями чеченцев (ингушей);

— Нормами чеченской (ингушской) этики;

— Нормами и требованиями своего тейпа;

— Другое (укажите).

Распределение ответов было получено с помощью статистического пакета SPSS for Windows 14.0 и отражено в табл. 9.

Очевидно, что законам шариата отдали предпочтение респонденты обеих выборок. Далее, с небольшим отрывом, чеченской выборкой были отмечены как одинаково значимые общегосударственные законы, ада — ты (обычаи), нормы чеченской этики, а также нормы и требования сво­его тейпа (рода). Ингушской выборкой как наиболее значимые были отмечены общегосударственные законы, адаты (обычаи) и нормы ин­гушской этики.

Требования своего рода (тейпа) оказались наименее существенны для ингушей. Именно в этом параметре значимые различия между чеченс­кой и ингушской выборками подтверждены с помощью непараметри­ческого критерия Манна-Уитни (р<0,05). Особая значимость тейповых требований для чеченцев подтверждается и другими исследователями (Крысько, 2004).

Важно отметить синкретизм религиозных и адатных ценностей для респондентов. Качественный анализ авторской методики «Неоконченные предложения» показал, что « быть настоящим мусульманином» для че­ченцев означает «следовать адатам», а «быть настоящим чеченцем» озна­чает «быть мусульманином», «быть богобоязненным», «быть покорным Всевышнему», «следовать адатам». Быть настоящим ингушом это значит

— беспрекословно соблюдать традиции и адаты предков, «быть в первую очередь мусульманином».

Ценности коллективизма изучались с помощью методики «Показате­ли индивидуализма — коллективизма», результаты которой обнаружили, что средний уровень коллективизма по чеченской выборке равен 16, 65 баллов, а по ингушской — 16,92 балла. Эти показатели соответствуют стан­дартному показателю коллективизма для жителей С.-Петербурга, по дан­ным Л. Г.Почебут (2007), который равен 16,23 балла. Показатели индиви­дуализма оказались несколько ниже питерской выборки по данным Л. Г.Почебут (13,73 балла): по чеченской выборке — 10,57 баллов, по ин­гушской выборке — 11,10 балла. Для респондентов обеих выборок был характерен отказ отвечать на некоторые вопросы, содержание которых казалось им некорректным, или ответы на которые связаны с личной сферой респондентов.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая перед исследованием, подтвер­дилась частично. Содержание и структура этнокультурных ценностей чеченцев и ингушей как факторов, детерминирующих их социотипичес — кое поведение, требует дальнейшего изучения.

Список литературы

Гриценко В. В., Смотрова Т. Н. Ценностно-нормативные основы интегра­ции этнических мигрантов в российское общество. — Смоленск: Универсум, 2008. — 152 с.

Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Ценности культуры и развитие общества. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 527 с.

Накохова Р. Р. Психология ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа (на материале исследования народов Карачаево-Черкессии): Авто­реферат дисс. … доктора психологических наук. — М., 2008. — 47 с.

Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этничес­кой и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толеран­тности: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — С. 192, 222-225, 231-238.

Т. И. Пашукова

Москва, Московский государственный лингвистический университет

Updated: 29.08.2013 — 15:19