ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЧАСТЛИВОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ КИТАЙЦЕВ И РУССКИХ

N. V. Mariyassova

Khabarovsk, Institution of the state general formation high professional

Particularities ethnic of the culture chinese and russian lucky spiritual life

The Belief about happiness Chinese reflects their ethnic to particularities, formed in process of the histories and cultures China. The Belief about lucky spiritual life россиян shows value of the manifestation itself as personalities, which through independence and liberty of the choice action possible.

Интерес психологов к изучению счастливой духовной жизни появил­ся сравнительно недавно. В конце 1990-х годов XX века американский психолог М. Селигман предвосхитил новую ветвь психологического зна­ния — позитивную психологию, основным направлением исследования которой стало счастье. Отечественная психология рассматривает счастье как ценность и аффективное состояние (Джидарьян, 2004, с. 25). Нет еди­ного, принятого всеми определения счастливой духовной жизни. Иссле­дование детерминант счастливой духовной жизни осложняется специ­фичностью этого понятия. Отражение действительности является обоб­щенным, нормативно-культурным, обусловленным рамками той деятель­ности, в которую вовлечен человек как представитель данной культуры. Представления о счастливой духовной жизни, существующие на уровне обыденного сознания, детерминируются этими этнокультурными особен­ностями, которые начинают проявляться уже в юности.

Культура китайского этноса многогранна и имеет свои специфичес­кие черты. Это касается и представлений о счастливой духовной жизни. Китайцы одни из немногих сохранили свою этническую особенность и самобытную культуру, насчитывающую более 5000 лет, за которые прак­тически не изменились основы общества и основные духовные ценности. Россия граничит с Китаем и знание национальных особенностей, пред­ставлений о счастливой духовной жизни будет способствовать развитию взаимопонимания и решению различных вопросов. Психологический аспект счастливой духовной жизни практически не изучен, особенно у восточных этносов. Современный этап развития Китая, его экономичес­кие реформы, влияние западной культуры отражаются в сознании ки­тайцев. Однако умелый синтез западной культуры и восточных духовных ценностей определяет сущность нового этапа развития китайской циви­лизации. В настоящее время в России также ощущается насаждение за­падных ценностей. По мнению известного российского ученого М. И. Во — ловиковой существуют три ценности, лишившись которых русские пере­стают быть «русскими» в полном смысле этого слова: это братское приня­тие других народов, способность прощать и любовь к святости. Этнопси­хологические особенности россиян являются основой представлений о счастливой духовной жизни.

Исследование счастливой духовной жизни связано с решением задач: выявлением и интерпретацией различий представлений о счастливой духовной жизни; ее проявлением в образе мира и времени. Счастливую духовную жизнь как психологический феномен можно рассматривать с трех сторон: как удовлетворенность жизнью, как ценность и как позитив­ное аффективное состояние. На раннем этапе изучения проблемы счаст­ливой духовной жизни доминировали социологические исследования удовлетворенности жизнью, которые складывались в общесоциологичес­кую концепцию качества жизни, где важность придавалась понятию субъективного благополучия личности, которое имело четко выражен­ный психологический смысл, связанный с понятиями счастливой духов­ной жизни и удовлетворенностью. Качество жизни — это восприятие людь­ми своего положения в зависимости от культурных особенностей и систе­мы ценностей, и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и забота­ми. В понимании счастливой духовной жизни как ценности можно выде­лить основной аспект: счастливая духовная жизнь как жизненная цель и объект устремлений в результатах деятельности человека. Счастливая духовная жизнь как феномен культуры связана с миром ценностных от­ношений и приоритетов. С позиции эвдемонизма считается оправдан­ным устремление к счастью при условии, что оно понимается в широком жизненном контексте категории смысла. Смысл рассматривается как зна­чимый фактор счастливой духовной жизни. Счастливая духовная жизнь способна одновременно выступать в двух различных ролях: в роли оце­нок, отмечающих предмет деятельности и регулирующих ее ход, и в роли самодовлеющих ценностей, обогащающихся и превращающихся в допол­нительный мотив процесса деятельности. Многими людьми счастливая духовная жизнь воспринимается как эмоциональное чувство. Но это не есть какое-то «одноцветное переживание» (Додонов, 1978, с. 88). Много­гранность понятия счастливой духовной жизни выгражается в том, что нет ее четкого общепринятого определения. Основными детерминанта­ми счастливой духовной жизни являются радость, удовлетворенность, работа, досуг, социальные взаимоотношения, личность, религия. Эти факторы относятся к разным уровням и направленности, и каждая вно­сит свой вклад в счастливую духовную жизнь. Счастливая духовная жизнь имеет категориальную структуру в индивидуальном сознании, проявля­ясь в образе мира. При этом духовность приобретает свой смысл только в соотношении с масштабом человеческой жизни — в единстве ее прошлого, настоящего и будущего.

Поэтому изучение счастливой духовной жизни как психологического феномена через пространственно-временную перспективу позволяет рас — крыпъ его неосознаваемые компоненты и критерии, а представление о счастливой духовной жизни выпводит нас на осознаваемый уровень. По­лученная универсалия показыпвает, что и сейчас культ семьи в представле­ниях современных китайцев занимает первостепенное место. Ведь соци­ально-семейный строй традиционного Китая всегда быпл ориентирован на нормы общепризнанного и общепочитаемого культа предков. Родите­ли заботятся о детях, и дети обязаны заботиться о родителях в старости. Для современных китайцев очень важно образование и планы на буду­щее; гордость за Родину и уважение; уверенность в завтрашнем дне; вкус­ная еда и удовлетворение базовытх потребностей; душевный покой и лич­ное здоровье; здоровье близкихи взаимопонимание в семье. Все это и вы­ражают их этнические особенности, которые сформированы в процессе многовековой истории, культуры и философии Китая. Конфуций счита­ет, что основой человеческого счастья является нравственность личности, где личность помещена в систему межличностных и социальных связей. Конфуцианская теория благородного мужа и категория долга, вытраже — на в пяти добродетелях: гуманность, благопристойность, справедливость, мудрость и верность. В Восточной Азии индивидуализм и рационализм рассматривались как неустойчивые явления, в то время как взаимоотно­шения и эмоциональные привязанности считались неизменными. Свое­образие исторического, политико-экономического и культурного разви­тия Китая оказало большое влияние на формирование психологии лю­дей: конкретность мышления, склонность к детализации, уточнению, праг­матизм, неприхотливость, умеренность, приспособляемость, смирение, культ предков, чувство долга и умение радоваться жизни. Образ мышле­ния китайцев можно назвать практическим, чуждым ненужным сложно­стям. Китайцы считают, что счастливая духовная жизнь зависит не от вне­шних обстоятельств, а от них самих. Но это совсем не означает что мышле­ние китайца упрощено. За этой естественной простотой стоит сложное содержание, которое выражается, с одной стороны в довольствовании малым, а с другой стороны, важности глобального человеческого благо­получия как необходимого условия для достижения гармонии. И каж­дый из них, являясь частицей общества, создает свою счастливую духов­ную жизнь в этом обществе. Сочетание индивидуального и общественно­го является специфичным в этносе китайцев.

Россиянин может в полной мере ощутить счастливую духовную жизнь, только будучи свободным. При ощущении внутренней свободы россия­нин, обладающий особым чувственным восприятием жизни, крайне нуж­дается в близком окружении. Для русского человека смысл жизни — один из важнейших компонентов счастливой духовной жизни. По результатам социологических исследований счастливой духовной жизни Россия по удовлетворенности жизнью и гедонистическому балансу значительно уступает Китаю. Основным различием представлений о счастливой ду­ховной жизни китайцев и россиян является ее разнонаправленность: кол­лективистская у китайцев и индивидуалистская у россиян. Проблема эт­нопсихологических исследований счастливой духовной жизни заключа­ется в том, что вербальные методики сложно поддаются культурной адап­тации. Вопросы, задаваемые в кросс-культурных исследованиях искажа­ют истинную картину понимания и уровня счастливой духовной жизни. Представление о счастье китайцев отражает их этнические особенности, сформированные в процессе истории, культуры и философии Китая: проявление себя в обществе через признание и уважение, которое дости­гается образованием, творческой самореализацией и почитанием роди­телей. Это счастье, которое связано с благополучием коллектива, где каж­дый чувствует себя личностью, значимым звеном. Для китайцев нет про­блемы поиска смысла жизни как у русских, потому что основы жизнеуст­ройства сформированы много веков назад и существенно не менялись на протяжении истории. Представление же о счастливой духовной жизни россиян показывает значимость проявления себя как личности, которое возможно через независимость, свободу выбора действий. В настоящее время запрос на изучение проблемы счастливой духовной жизни связан с ростом числа стрессовых ситуаций, усложнением конструирования че­ловеком собственной жизни, выбора жизненных ориентиров, трудностя­ми социализации, вследствие радикальных изменений структуры соци­альных норм и ценностей, одной из причин которых является межкуль — турное взаимодействие.

О. В. Маслова

Москва, Российский университет дружбы народов

Updated: 21.08.2013 — 04:02