Z. I. Aigumova
Moscow State University of Pedagogy
The ethnic psychology methodology as the research strategy
The status problems of the field subject of the ethno psychology are discussed in the article "The ethno psychology methodology as the research strategy". In this article there are standing out the main ideas, methodology basics, on witch should be rested Russian ethno psychology researches. It is underlined that the prospective trend of the ethno psychology is the universalism.
История этнопсихологических исследований в России такова, что на современном этапе этнопсихология представляет собой дисциплину, которая пытается охватить весь круг вопросов, имеющих отношение к этнической проблематике.
Отечественные этнопсихологи продолжают дискуссию по поводу статуса данной дисциплины. Существуют мнения о том, что этнопсихология — это
1) продолжение индивидуальной психологии;
2) самостоятельная наука;
3) отрасль социальной психологии.
Разделяя взгляд, о том, что этнопсихология — отрасль социальной психологии, считаю, что методологические основания данной дисциплины берут свое начало в социальной психологии. Как и в социальной психологии, в этнопсихологии существует проблема «наложения друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека» (Белинская, 2001, с. 6). Этнопсихология изучает как массовые психические процессы, так и положение личности в группе, то есть изучает как личность в контексте культур, так и межэтнические отношения. Особенность моего подхода заключается в том, что предметом этнопсихологии является этническое самосознание, как всеобъемлющая характеристика, так как «… этническое самосознание — это своего рода «последний рубеж» сохранения этничности, ибо в ходе исторического развития могут быть утеряны и язык, и общая территория, и даже культурные традиции, но пока сохраняется этническое самосознание, не тускнеет и образ этнического «мы» (Сикевич, 1996).
Исходя из этой позиции, методологической основой этнопсихологии является идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры общества». Прежде всего, речь идет о «присвоении» традиционных ценностей и новых идей многополярного миропорядка (Мухина, 1999). В основе Этнопсихологии лежат утвердившиеся в нашей стране идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что сознание «никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни» (Маркс, Энгельс, 1995).
В лекционных курсах, посвященных психологии человека, традиционно используются идеи К. Маркса об общественной природе человека. К. Маркс настаивал на том, что общественный характер человека проявляется в «действительном общении с другими людьми». При этом К. Маркс писал о единстве человека и общества: «как само общество производит человека, так и он производит общество» (Маркс, 1974, с. 118).
Идеи о становлении человека как исторического феномена были представлены в исследованиях Б. Ф. Поршнева. Проблемы социально-психологических механизмов формирования человеческих общностей (подражание, внушение, психологическое заражение и др.) составляют основу методологического фундамента современных отечественных наук о человеке. В их число входит и этнопсихология.
Этнопсихология как наука, сопряженная с социальной психологией и психологией личности, должна быть ориентирована на значения и смыслы исходного психического явления «мы и они». Б. Ф. Поршнев доказывал, что «первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представлений о «них» (Поршнев, 1979). В то же время для этнической психологии безусловное значение имеет «мы» — именно «мы» определяет этническую идентичность.
Именно идеи о человеке, действующем во взаимодействии со своим этносом, должны быть в основе методологических принципов при построении курса этнопсихологии. Этнопсихология призвана отвечать на вопрос: как порождались глубинные этнопсихологические феномены, которые формировали этническое самосознание, означаемое местоимением «мы».
Методологию этнопсихологии также определяют идея историзма, предложенная Г ельвецием, идея равенства всех народов, лежащая в основе гуманного отношения к людям (Гельвеций, 1938). Идея равенства означает, что нет народа избранного и нет народа гонимого, отсталого, примитивного: в психологическом отношении народы равны.
Идеи, заложенные в основных теориях этнопсихологии, определяют границы понятий научного знания, их генезис. Так В. Вундт в теории «Психология народов» отмечает, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой должны порождать новые явления со своеобразными законами, которые не противоречат законам индивидуального сознания, но и не сводятся к ним. Основной метод психологии народов — анализ конкретно-исторических продуктов духовной жизни, то есть языка, мифов и обычаев, которые представляют собой не фрагменты творчества народного духа, а сам дух (Вундт, 2001).
Теоретические и эмпирические этнопсихологические исследования позволяют сегодня утверждать, что перспективным направлением является универсализм. Основная идея этого направления — культуры равные, внешне разные, но в основе своей одинаковые, то есть базовые психологические процессы являются общими для человеческих существ повсюду на Земле, но на их проявления серьезно влияет культура.
Этнопсихологические исследования как впрочем, и психологические, должны опираться на определенную систему анализа. Одним из таких систем анализа является междисциплинарный подход, который предполагает изучение этнопсихологии как продукта исторического, экономического, политического, культурного развития, то есть «сложность самих этнопсихологических явлений, их неоднозначность и многогранность неизбежно порождает необходимость междисциплинарного подхода» (Выготский, 1982-1984).
Этнопсихологические явления требуют интегрирования многих наук: опираясь на психологические теории и концепции, необходимо привлекать исторические, социологические, этнологические, антропологические и другие знания. «И это не дань методологической моде на «комплексные программы», а внутренняя необходимость, поскольку сама национальная проблематика не может изучаться в отрыве от специфики национально-культурных содержаний (норм, традиций, обычаев и т. д.) и вне конкретного исторического контекста. Психолог или социолог, нечувствительный к этим контекстам, подчас имеющим острую политическую окраску, просто оказывается «вне предмета исследования» (Собкин, 1998).
Таким образом, обозначенные выше идеи, определяют стратегию этнопсихологических исследований.
Список литературы
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности — М., 2001.
Вундт В. Проблемы психологи народов. — М., 2001.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. — М. , 1982-1984.
Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. — М., 1938.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. — Т. 3. — М., 1995. — С. 25.
Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Соч. Т. 42. — М., 1974. — С. 118.
Мухина В. С. Феноменология бытия и развития личности. — М., 1999.
Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. — М., 1979.
Сикевич З. В. Национальное самосознание русских. — М., 1996.
Собкин В. С. Этнос. Идентичность. Образование. — М., 1998.
Москва, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова