ОТ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ИНДИВИДА К ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДА. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДОВ

L. I. Naumenko Minsk, Institute Sociology Belarus NAS

From the ethnic identity of an individual to the national identity of a whole people. The specifics of the psychological and sociological research approaches

In the article the author follows up the changes in the research of the phenomenon of Identity in the context of the shifts in Post-Soviet Society. Also, the specifics of the psycho­logical and sociological research approaches are considered.

Идентичность — одна из базовых категорий, в которой находят своё преломление перемены современного общества. И если в начале 90-х гг. 20в. внимание учёных больше привлекали проблемы этнической иден­тичности, чаще исследовавшиеся в контексте развития обострившихся этнополитических конфликтов. То в последние годы всё большую значи­мость обретают вопросы конструирования идентичности больших групп и макросоциальных общностей (например, российской, белорусской и др.), изучающиеся в контексте становления государственности, в услови­ях современных глобализационных процессов и др.

Особую актуальность проблема формирования идентичности боль­ших социальных общностей обрела в пост советском социуме. Фокус исследовательского внимания к феномену идентичности в последние годы сместился с уровня индивида к уровню группы, от личностной к коллективной МЫ-идентичности, к идентичности большой макросоци — альной общности, наконец, к идентичности страны. Свидетельством та­ких изменений является и переход от исследований проблем динамики и характера трансформаций социальной идентичности и её составляю­щих (этнической, гражданской и др.) на постсоветском пространстве, к изучению региональной, территориальной, локальной, культурной и др. идентичности, а также к проблемам становления общегосударственной макро идентичности.

Наиболее масштабные исследования феномена, прежде всего, этни­ческой идентичности развернулись на постсоветском пространстве в пе­риод радикальных социальных изменений. Характер происходящих из­менений, резкое обострение межэтнических отношений и этнополити — ческих конфликтов обусловили особым: интерес к стремительному росту национального сознания, актуализации проблем этичности, формиро­ванию новой гражданской (государственной) идентичности. В итоге эти острые проблемы постперестроечногого общества явились предпосыл­кой многих психологических и этносоциологических исследований фе­номена этичности в контексте национальной напряжённости; измене­ний, прежде всего, этнической идентичности и этносоциального статуса представителей различных этносоциальных групп и общностей (вышуж — денных мигрантов; переселенцев, беженцев и др.); этнической идентич­ности во взаимосвязи с установками по отношению к родному языжу; эт­нической идентичности в контексте межэтнического восприятия и взаи­модействия и мн. др. Актуальность исследований проблематики этничес­кой идентичности быта обусловлена относительно гомогенной культу­рой советского общества, на фоне которой этнические различия являлись одними из наиболее выразительных.

Сравнение исследований, посвящённых проблематике идентичности с позиций разных дисциплинарных подходов, показывает следующее. Разнообразие ракурсов исследовательского внимания проявляется в ши­роком спектре используемых терминов (нередко относящихся к одним и тем же феноменам), которые исследуются либо через использование уни­версальные категорий (этническая, национальная, социальная идентичность), либо как экземплификаты (российская, русская, белорусская, евразийская, советская, постсоветская и др. идентичность). Первое чаще присуще эт­нопсихологическим исследованиям, второе — социологическим.

В ходе развития исследований феномена идентичности происходило изменение как использования самого термина, так и контекстов его при­менения. Например, от идентификации с группой исследовательский ин­терес переместился к идентичности группы, от социальной идентичности личности к коллективной идентичности группы. От социальной иден­тичности, как составляющей Я-концепции индивида, к групповой иден­тичности, как отражению Мы-концепции группы. От представлений о принадлежности к группе, (психологических механизмов включённости в нее, поведения, самовосприятия и самооценки, обусловленной группо­вой принадлежностью) к представлениям об идентичности группы, к Мы — образу группы, идеях, смыслах, символах, объединяющих её.

Идентичность макросоциальной общности рассматривается как фе­номен группового самосознания, которой в ходе своего становления пред­стоит стать коллективной МЫ-идентичностью. Представляется важным то, что преобразование в коллективную МЫ-идентичность происходит параллельно развитию консолидации общества. Коллективная идентич­ность общности существует только в преломлении через идентичности индивидов, образующих эту общность. Иными словами, люди становят­ся общностью в той мере, в какой разделяют представления о ней, при­сущие ей цели, идеалы, а также представления об её отличиях от других общностей и др. Сущность идентичности макросоциальной общности находит проявление в чувствах принадлежности и приверженности людей своей стране, причастности её жизни; общности с её народом, его культурой и историей.

Содержание идентичности макросоциальной общности составля­ют разделяемые народом страны общие идеи, идеалы, представления, чувства, цели и образы. Среди них: национальный МЫ-Образ, Образ страны, социальные представления об общем прошлом, настоящем и будущем своего народа и его страны, об общих чаяниях, целях, инте­ресах и др.

Анализ психологических работ демонстрирует сфокусированность исследований на том, каким образом, осуществляется единение, уподоб­ление группе (этнической общности), как происходит идентификация с ней, каково соответствие этнической принадлежности, идентификации и идентичности. Как соотносятся между собою феномен идентичности и механизмы идентификации и категоризации. Какова роль представле­ний и чувств в структурообразующих социальной идентичности. Какова роль социальной идентичности в регуляции группового поведения, в мо­билизационных процессах, во внутригрупповой консолидации и меж — групповой поляризации.

В свою очередь, в социологических исследованиях предметом анализа чаще является само содержание коллективной идентичности (идентич­ности макросоциальных общностей, больших групп и др.), её сущность и суть, наполнение идеями, центрирующими вокруг себя основные иден­тификации с группой; её связь с доминирующей в обществе идеологией, национальной идеей. А также анализ специфики контекста, в условиях которого анализируется идентичность или её проекты, модели.

Особое значение имеет выделение структуры и структурообразую­щих составляющих идентичности. Внутренняя структура идентичнос­ти исследуется как через связанность (близость) ее составляющих компо­нентов между собой, так и через их значимость или актуальность. До настоящего времени нет определенности и единства мнений учёных относительно структуры идентичности. Существуют мнения о много­компонентной, четырёхкомпонентной, трёхкомпонентной и двух ком­понентной структуре. Рядом учёных предлагается двух компонентная структура идентичности, включающая когнитивный и аффективный (эмоционально-ценностный) составляющие компоненты (Т. Г.Стефанен — ко, Барретт, и др.), или трехкомпонентная структура, объединяющая когнитивный, эмоциональный и ценностный (Г. М. Андреева, В. Л.Сос- нин и др.) или когнитивный, аффективный и поведенческий компонен­ты (Л. М. Дробижева, В. Н.Павленко). Обозначенные варианты структу­ры идентичности относятся в большинстве случаев к ее исследованиям на уровне индивида. В то же время, в рамках проблемы идентичности макросоциальной общности, наибольший интерес представляет струк­тура идентичности, исследуемая на уровне группы.

Анализ работ, посвящённых этой проблеме, показывает, что структу­ра идентичности рассматривается либо через целостную, устойчивую систему множественных идентификаций, центрированных вокруг еди­ной идентичности, либо посредством образующих её систему субиден- точностей. Именно такой подход представляется наиболее адекватным для исследования макросоциальной идентичности.

М. С. Нафанаилова

Якутск, Якутский государственный университет имени М. К Аммосова

Updated: 22.08.2013 — 23:56