СРАВНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ У РУССКИХ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА[8]

O. B. Pavlenko

Moscow State University — Higher School of Economics

Cross-cultural comparison of cultural values between ethnic Russians and North Caucasians

The article is devoted to description of results obtained through cross-cultural examina­tion of cultural values between ethnic Russians and North-Caucasians. Schwartz’s Value Inventory and Inglehart’s cultural dimensions used in the research enable to prove that Caucasian culture is more traditional than Russian one.

В данной статье представлены результаты эмпирического исследова­ния, посвященного сравнению различных показателей измерений куль­туры у представителей русской этнической группы и представителей народов Северного Кавказа. В исследовании приняли участие 424 рес­пондента, проживающие на территории Российской Федерации (преиму­щественно г. Москва и г. Краснодар), из них 89,7% (366 человек) — предста­вители русской национальности; 9,9% (42 человека) — представители на­родов Кавказа (чеченцы, адыгейцы, армяне и др.).

Для исследования ценностей культуры использовалась методика Ш. Ш­варца (Schwarts, 1992, 2004), позволяющая выявлять ценности на индиви­дуальном и культурном уровне. В таблице 6 отражены достоверные ста­тистические различия в значимости ценностей культурного уровня по Ш. Шварцу для русских и представителей народов Кавказа.

Ценности Принадлежности, Иерархии, Аффективной и Интеллекту­альной автономии имеют большую важность для русских респондентов, нежели для респондентов — представителей кавказской культуры. Дан­ный факт свидетельствует о том, что русские в большей степени, чем пред­ставители народов Кавказа, ценят принадлежность к группе, социальные связи, социальный порядок и самодисциплину. Но при этом русские рес­понденты выше также оценивают важность Аффективной автономии (стремление к свободному переживанию положительных эмоций, удоволь-

Таблица 6

Различия в значимости ценностей культурного уровня по Ш. Шварцу для русских и представителей народов Кавказа

Переменные

Русские

Представители народов Кавказа

М

М

Ст

Г армония

4,45

,96

4,36

1,01

Принадлежность

4,85***

,74

4,32***

,89

Иерархия

4,58***

,91

4 07* * *

1,04

Мастерство

4,03

,96

3,94

,85

Аффективная автономия

4,53**

,89

4,15**

,89

Интеллектуальная

Автономия

4,67*

,92

4,33*

1,04

Равноправие

3,95

,86

3,90

,66

Примечание: * р<0.05; ** р<0.01; *** р<0.001 — достоверность различий по крите­рию для двух независимых выборок; М-среднее значение; э — стандартное отклонение.

Ствию, разнообразию) и Интеллектуальной автономии (независимость идей, любознательность, открытость новому). Стоит отметить, что, при сравнении показателей приписываемой важности ценностям культуры внутри группы русских респондентов, обнаруживается доминирующее положение ценности Принадлежности над Автономией. Кроме того, рус­ские респонденты ценят Иерархию выше, чем представители народов Кавказа, что свидетельствует о стремлении первых подчиняться прави­лам и обязанностям, действовать в соответствии с социальными ролями, а также придерживаться принципа неравного распределения власти, ро­лей и ресурсов, ценить авторитет, отдавать должное подчинению. Досто­верных различий в приписываемой важности таким культурным ценно­стям, как Г армония, Мастерство и Равноправие, между русскими респон­дентами и представителями народов Кавказа обнаружено не было.

В таблице 7 представлены обнаруженные достоверные различия меж­ду русскими и представителями народов Кавказа в приписываемой зна­чимости таким ценностям индивидуального уровня, выделенными Ш. Шварцем, как Традиция, Достижение и Власть.

Для представителей кавказских народов ценности Традиции более важны, чем для русских, что можно расценить как тенденцию данных народов в большей степени уважать традиции, следовать им, придержи­ваться общепринятых в обществе норм и правил, интересоваться собствен­ной культурой и ее прошлым. Однако стоит отметить, что группа респон­дентов, состоящая из представителей народов Кавказа, ценит Самостоя­тельность даже в большей степени, чем Традиции, что говорит о стремле-

Таблица 7

Различия в значимости ценностей индивидуального уровня по Ш. Шварцу для русских и представителей народов Кавказа

Переменные

Русские

Представители народов Кавказа

М

А

М

А

Безопасность

4,05

,67

3,98

,69

Конформность

3,90

,67

3,77

,712

Т радиционализм

2 94 ***

1,09

3,69***

1,08

Благожелательность

4,42

,58

4,41

,67

Универсализм

3,68

,633

3,79

,61

Самостоятельность

4,53

,68

4,38

,58

Стимуляция

3,71

1,09

3,74

,95

Г едонизм

3,83

1,02

4,07

,98

Достижение

4,15*

,65

3,89*

,70

Власть

3,42***

1,01

4,05***

1,20

Примечание: * р<0.05; ** р<0.01; *** р<0.001 — достоверность различий по крите­рию для двух независимых выборок; М-среднее значение; э — стандартное отклонение.

Нии к свободе и развитию. Кроме того, представители народов Кавказа ставят ценность Власти выше, чем русские респонденты, что свидетель­ствует о желании первых занимать доминантную позицию в рамках со­циальной системы. Однако русские респонденты в большей мере, чем респонденты, представляющие народы Кавказа, стремятся к достижени­ям, личному успеху, социальной компетенции и, как следствие, к соци­альному одобрению. Относительно таких ценностей индивидуального уровня, как Безопасность, Конформность, Благожелательность, Универ­сализм, Самостоятельность, Стимуляция и Гедонизм, значимых статисти­ческих различий между группами русских респондентов и представите­лей народов Кавказа обнаружено не было.

Далее группы респондентов с помощью отдельных шкал из методики Р. Инглхарта сравнивались по двум биполярным факторам-измерениям культур: традиционные / секулярно-рациональные ценности и ценности выживания/самовыражения. Измерение традиционных /секулярно-ра- циональных ценностей формируют оценки респондентами необходимо­сти воспитания в ребёнке независимости, решительности, настойчивос­ти, религиозности, повиновения; оценки возможности оправдания абор­тов; оценки себя как верующего человека и оценки того, насколько рес­пондент гордится, что он гражданин России. Измерение ценностей вы­живания/ самовыражения рассчитывались как среднее арифметическое следующих показателей: политической активности респондента (степе­ни его готовности участвовать в разного рода политических акциях); уров-

Таблица 8

Различия в значимости ценностей Р. Инглхарта для русских и представителей народов Кавказа

Переменные

Русские

Представители народов Кавказа

М

Ст

М

Ст

Секулярно-

Рациональные

Ценности

2,26*

,48

2,10*

,47

Ценности

Самовыражения

2,84

,68

3,01

,76

Примечание: * р<0.05; ** р<0.01; *** р<0.001 — достоверность различий по крите­рию для двух независимых выборок; М-среднее значение; э — стандартное отклонение.

Ня доверия к людям; оценки респондентами возможности оправдания гомосексуализма.

Таблица 8 дает представление о существовании достоверных разли­чий между русскими и представителями народов Кавказа относительно секулярно-рациональных ценностей.

Русские склонны в большей степени разделять ценности, определен­ные Р. Инглхартом, как секулярно-рациональные. Это дает нам право предположить, что для русских меньшую значимость имеют близкород­ственные связи, абсолютные стандарты и традиционные семейные цен­ности, чем для представителей народов Кавказа. В свою очередь, в соответ­ствие с данным измерением, народы Кавказа более склонны к проявле­нию чувства национальной гордости, кроме того, им более свойственны националистические взгляды. Таким образом, русские располагаются ближе к полюсу Секулярно-рациональных ценностей, а представители народов Кавказа — к полюсу Традиционных ценностей по измерениям Инглхарта. Достоверных различий в значимости ценности Самовыраже­ния в двух исследуемых группах респондентов выявлено не было.

Подводя итоги исследования, можно сказать, что межгрупповые срав­нения ценностей продемонстрировали значимо большее стремление рус­ских респондентов к ценностям Достижения, Иерархии и, одновремен­но, Автономии и Принадлежности. Кроме того, русские в большей степе­ни разделяют Секулярно-рациональные ценности, таким образом, рус­ская культура более модернизированная. Представители народов Кавка­за продемонстрировали большую приверженность традиционным ценностям, что было выявлено с помощью нескольких методик. Респон­денты данной группы в большей степени ценят власть и имеют больше ожиданий в отношении государства.

О. С. Павлова

Москва, Московский городской психолого-педагогический университет

Updated: 29.08.2013 — 12:14