Обычно мы полагаем, что каждая из наших сенсорных систем управляет всей
Областью нашего опыта, но более точным будет считать, что каждый из наших
Органов чувств способен различать отдельные области стимулов, поступающих
Из окружающей среды. Каждый из органов чувств (зрения, слуха, кинестетики и
Обоняния) следит за различными типами средовых стимулов, но при этом
Организует эту информацию в подобные классы опыта. Такие классы
Организации есть то, что мы называем субмодальностями.
Далее. Системы репрезентации уникальны в смысле обрабатываемых ими
Средовых стимулов, но в большинстве случаев проведения перцептуальных
Различий они эквивалентны. Например, все четыре системы репрезентации
Способны обеспечивать информацию в субмодальных классах "местоположения"
И "интенсивности". Если мы сможем специфицировать, каким образом
Эквивалентны и где "пересекаются" субмодальности систем репрезентации, мы
Окажемся в состоянии генерировать стратегии изменения на уровне, который и
Предназначен для проведения изменений.
Следующая таблица представляет карту субмодальных эквивалентностей,
Полученных на основе исследований.
Зрение Слух Кинестетика Обоняние
Цвет Высота Температура Аромат
Яркость Тембр Давление Благоухание
Насыщенность Интенсивность Текстура Концентрация
Контур Паттерн Форма.......
Местоположение Местоположение Местоположение Местоположение
Некоторые из этих эквивалентностей были установлены экспериментально (в
Частности, между цветом и высотой, цветом и температурой, яркостью и
Громкостью, в отношении местоположения), остальные определены автором
Интуитивно и основаны на опыте использования этих эквивалентностей при
Работе с клиентами.
Исследования показали, что цвета низкочастотной части спектра
Воспринимаются как "теплые", а по мере приближения к синему они становятся
"холоднее". Аналогично красный конец спектра обычно ассоциируется с низким
Аудиальным тоном, а синий - с высоким. Эти параллели настолько устойчивы,
Что могут быть описаны математически.
Подобные открытия можно найти не только на страницах научных журналов.
Они доступны любому человеку, готовому слушать и наблюдать мир в обыденной
Жизни. Кнопки, связанные с источниками тепла, окрашены в красный цвет, а
Стены учреждений в "холодные" синие и зеленые тона. Места для отдыха
Полузатемнены и там принято включать приглушенную музыку, а места для
Возбуждения ярко освещены, в них много шума, и обычно они переполнены
Народом. Независимо от того, имеют эти эквивалентности генетическое
Происхождение, или мы им обучаемся, или то, и другое; в любом случае они
Являются фактором в способе, посредством которого мы получаем свой опыт о
Мире. Итак, во многих случаях субмодальности одной сенсорной системы прямо
Коррелируют с субмодальностями другой.
Другим (и, возможно, более обычным) способом взаимодействия
Субмодальностей является наложение. Наложение происходит, когда
Субмодальность одного класса начинает ассоциироваться с субмодальностями
Другого. И здесь как научные данные, так и индивидуальные наблюдения дают
Нам множество примеров субмодальных наложений (в том числе и
Культурального происхождения). Например, чем выше тональность звука, тем
Выше в визуальном пространстве слышится его источник. Свет кажется ярче при
Сопровождении его звуками высокого тона. Объект определенного веса и размера
Будет ощущаться как более легкий, если при сохранении того же веса увеличить
Его размер. Красные предметы ощущаются тяжелее, чем зеленые того же веса. В
Нашем языке есть такие выражения, как "яркие звуки", "нежные и кричащие"
Цвета, "колоритная музыка", "тяжелые тона" и т. д.
Исходя из предъявленных ранее примеров, когда субмодальные различения
Способны уводить нас в прошлое сквозь изоморфные опыты, мы можем теперь
Показать, что субмодальные эквивалентности и наложения описывают пары
Классов опыта, которые перцептуально эквивалентны. Найдите себе партнера или
Клиента, и после того, как вы получите от него три или четыре переживания,
Замените одну субмодальность на другую для различения эквивалентности в
Другой системе репрез