Существование страха падения приводит не только к боязни высоты, но также к боязни любой ситуации, которая может пробудить ощущение падения в теле. Наш язык определяет две таких ситуации: впасть в сон и впасть в любовь (влюбиться). Но мы можем спросить, являются ли эти выражения только литературными? Чем переход из состояния бодрствования в сон похож на падение? Если на телесном уровне существует параллель между этими процессами, то мы можем понять, почему так много людей испытывают трудности с засыпанием и им требуется успокоительное средство, чтобы снять беспокойство и облегчить переход от сознательного к бессознательному.
Этот переход длительное время рассматривался как движение вниз. Действительно, если человек засыпает в положении стоя, то он упадет, как теряют сознание и падают в обморок. Но очень немногие из нас спали стоя. Мы делаем это лежа, и в этом случае не происходит смещения тела в пространстве. Поэтому ощущение падения должно возникать от внутреннего движения, происходящего во время перехода ко сну.
Ключом к разгадке является выражение «погрузиться в сон», и действительно, человек ощущает «погружение» в процессе отхода ко сну. Оно начинается с ощущения дремоты. Тело неожиданно становится тяжелым. Человек испытывает тяжесть в веках, голове и конечностях. Для дремлющего человека требуется усилие, чтобы держать глаза открытыми или голову поднятой. Если он начинает клевать носом, его голова падает. Возникает такое чувство, что конечности не могут поддерживать тело. Погружение в сон похоже на оседание в землю. У человека появляется сильное желание лечь.
Иногда сон приходит быстро. В один момент человек еще бодрствует, а в другой он уже находится без сознания. Иногда сон наступает постепенно, и человек может ощущать постепенную потерю ощущений в частях тела. Я заметил, что, когда я ложусь спать около моей жены и кладу руку на ее тело, то сначала я теряю осознание ее тела, а затем своей собственной руки. Однако, если я слишком много обращаю внимания на свои ощущения, то снова просыпаюсь. Внимание является функцией сознания и увеличивает его. Обычно для меня это очень короткий промежуточный эпизод, и прежде чем я разбираюсь в этом, я засыпаю. Конечно, человек не может сознавать этого, потому что функция сознания гасится сном.
При засыпании происходит отток возбуждения и энергии с поверхности тела и с поверхности мозга. Похожий отток энергии происходит в процессе падения и, таким образом, эти две ситуации энергетически похожи. Конечно, в действительности они отличаются тем, что в одной человек рискует причинить себе боль при падении на землю, в то время как засыпание в кровати — безопасный процесс. Тем не менее страх, ассоциированный с падением, может быть присущ только в момент отхода ко сну из-за общего динамического механизма. Отсюда вытекает способность человека подчиняться контролю эго, потому что это вызывается оттоком энергии от поверхности мозга и тела. Когда контроль эго отождествляется с выживанием, как у людей, которые действуют, преимущественно напрягая волю, то падение такого контроля бессознательно защищается, и ситуации, требующие его, вызывают сильный страх.
Невротический страх возникает в результате внутреннего конфликта между энергетическим движением в теле и бессознательным контролем, или блоком, установленным, чтобы ограничить или остановить это движение. В результате появляется хроническое мышечное напряжение, локализованное в основном в поперечно-полосатой мускулатуре, которая в обычном состоянии контролируется эго. Сознательный эго-контроль теряется, когда напряжение в мышцах становится хроническим. Это не означает, что контроль капитулировал, просто он сам по себе стал неосознанным. Бессознательный контроль эго похож на надзирателя, над которым эго потеряло власть. Он функционирует как независимое существо в личности и забирает власть прямо пропорционально количеству хронического напряжения в теле. Зарядка, разрядка, течение и движение являются жизнью тела, которую этот охранник должен сдерживать и ограничивать в интересах выживания. Что-то хочет выйти наружу и течь, но охранник говорит: «Нет, это слишком опасно». Подобным образом нас сдерживали, когда мы были маленькими детьми, пригрожая или наказывая за то, что мы слишком шумели, были слишком активны, слишком оживлены.
Мы все знаем, что падение менее опасно, если человек «перестает держать себя» или оставляет любые попытки контроля эго. В действительности, если человек с тревогой пытается контролировать свое падение, он может обнаружить, что, возможно, сломает кость, прежде чем ударится о землю. Перелом может быть вызван внезапным мышечным сжатием. Дети, чей контроль эго очень слаб, и пьяные, у которых он подорван, обычно падают без больших повреждений. Секрет падения заключается в том, что нужно следовать за падением, позволяя потокам свободно течь внутри тела, и не бояться ощущений. По этой причине некоторые спортсмены, такие как футболисты, учатся падать, чтобы избежать серьезных травм.
Не все невротики боятся падения. Ранее я упоминал, что если чувства заблокированы, то человек не будет испытывать страха. Это было справедливо для Билла, скалолаза. Такое ощущение, что это пугает. Если человек может остановить поток возбуждения или предотвратить его восприятие, страх уходит. Это помогает объяснить, почему не у всех невротиков имеются трудности с засыпанием. Засыпание вызывает беспокойство или пугает только тогда, когда человек чувствует отток энергии с поверхности тела. Если нет ощущений, связанных с переходом от сознательного состояния к состоянию сна, то страх не возникнет.
Само по себе ощущение не является пугающим; его можно переживать как удовольствие. Но если оно пугает, то это потому, что отток энергии с поверхности тела и в результате этого постепенное исчезание сознания сравнимо со смертью. Аналогичный отток происходит при умирании, за исключением того, что позднее он не пойдет в обратную сторону. Если человек осознает на каком-то уровне связь между засыпанием и умиранием, то будет невозможно отказаться от контроля эго над естественным процессом.
В книге «Предательство тела» я рассказывал о случае с молодой женщиной, которая испытывала подобный страх. Она описывала сон, в котором говорила: «Я ясно переживала реальность смерти. Это значит быть опущенным в землю и находиться там до тех пор, пока не наступит разложение».
Затем она добавила: «Я ощутила, что это произойдет со мной, как происходит с каждым. Будучи девочкой, я не могла заснуть из-за страха, что умру во сне и проснусь в гробу. Это будет как ловушка, откуда нет выхода» /8/.
Это высказывание содержит странное противоречие. Если человек умирает во сне, то он не просыпается в гробу. Она боится умереть, но также боится быть пойманной в западню, которая приравнивается к умиранию, потому что жизнь есть движение. Умереть означает быть пойманной в капкан и не иметь возможности двигаться, а быть пойманной в капкан также означает смерть. Для этой пациентки сознание больше, чем осознавание; это повышенная настороженность относительно возможности быть пойманной в ловушку. Засыпание приводит к потере этой настороженности и, таким образом, возникает опасность быть пойманной или умереть.
Далее при интерпретации ее замечания я сравнил гроб с ее телом. Обычно когда человек просыпается, первое, что он осознает, это его тело. Сознание возвращается в том порядке, в котором оно уходило: сперва тело, затем внешний мир. Поэтому многое зависит от того, как человек воспринимает свое тело. Если оно бесчувственное, то оно ощущается как гроб, в котором заключена душа. Оно также будет предметом гниения и разложения, что происходит только с мертвыми телами. Для живого тела, в котором человек чувствует движение жизни, пробуждение приносит такое же удовольствие, как засыпание для уставшего тела.
Когда человек отходит ко сну, с телом происходит нечто очень приятное. Оно отбрасывает заботы дня и удаляется из мира в состояние совершенного покоя и тишины. Перемена при переходе от бодрствования ко сну наиболее заметна в дыхании человека. По изменению качества и ритма его дыхания мы часто можем сказать, когда засыпает человек, лежащий рядом с нами. Дыхание становится более глубоким и более слышным, его ритм замедляется, становится более ровным. Эти изменения являются результатом освобождения диафрагмы от напряжения, в котором она находится в дневное время. Человек погружается в сон, чтобы понизить энергию, сосредоточенную в организме. Подобное освобождение диафрагмы происходит, когда мы влюбляемся или испытываем оргазм.
В древней философии тело было разделено на две части диафрагмой: этой куполообразной мышцей, имеющей сходство с очертанием земли. Часть тела выше диафрагмы относилась к сознательному и ко дню (область света). Часть тела ниже принадлежала бессознательному и ночи (область темноты). Сознание приравнивалось к солнцу. Восход солнца над горизонтом земли, который приносил свет дня, соответствовал пробуждению возбуждения внутри тела от центра живота к центру груди и к голове. В результате течения чувств вверх пробуждалось сознание. Обратный процесс происходил во сне. Заход солнца или его погружение в океан, как древние люди рассматривали закат, соответствовал потоку возбуждения в область ниже диафрагмы.
Живот является символическим эквивалентом земли и моря, которые считаются областью тьмы. Но из этих областей, как и из живота, появляется жизнь. Они являются жилищем таинственных сил. принимающих участие в процессах жизни и смерти. Они также являются местом обитания духов темноты, которые живут в более низких областях. Когда эти примитивные представления связывались с христианской моралью, низкие области были отданы дьяволу: повелителю темноты. Он соблазнял людей до падения с помощью сексуального искушения. Дьявол живет в глубине земли, а также в глубине живота, где горит сексуальный огонь. Предавание этой страсти может привести к оргазму, при котором сознание затуманивается и эго растворяется, явление, которое называется «смертью эго». Вода также ассоциируется с сексом, возможно, из-за того факта, что жизнь началась в море. Страх утонуть, который многие пациенты связывают со страхом упасть, может быть родственным страху отдаться сексуальным чувствам.
Мы идеализировали любовь настолько, что проглядели ее близкие и интимные отношения с сексом, особенно с эротическими и чувственными аспектами секса. Я определил любовь как предвкушение удовольствия /6/, но существует в отдельности сексуальное удовольствие, которое соблазняет человека влюбляться. Психологически оно включает в себя капитуляцию эго перед объектом любви. Но капитуляция эго включает нисходящий поток возбуждения в глубину живота и таз. Этот нисходящий поток вызывает восхитительные растекающиеся и тающие ощущения. Человек буквально тает от любви. Подобные любовные ощущения возникают, когда сексуальное возбуждение очень сильно и не ограничено генитальной зоной. Они предшествуют каждой полной сексуальной разрядке.
Удивительно, но акт падения вызывает подъем подобных ощущений; поэтому дети находят такое удовольствие в качании на качелях. Когда качели падают вниз, это вызывает восхитительные потоки ощущений, пробегающих по всему телу. Некоторые из нас, возможно, помнят эти приятные чувства. Их также можно переживать при катании на американских горках, и я уверен, что это является причиной, по которой это катание так популярно. Многие виды деятельности, такие как ныряние, прыжки на батуте и другие, включающие в себя падение, приносят подобное удовольствие.
Ключом к этому феномену является освобождение диафрагмы, которое позволяет сильному возбуждению протекать в нижнюю часть тела. Это становится ясно, когда мы понимаем, что сдерживание дыхания при этих видах деятельности вызывает страх и разрушает удовольствие. Подобное происходит и в сексе. Если человек боится сделать шаг к падению и сдерживает дыхание, тающие ощущения не появляются и кульминационный момент приносит только частичное удовлетворение.
Может показаться, что выражение «впасть в любовь» (влюбляться) содержит противоречие, потому что чувство влюбленности — это высокое чувство. Как можно упасть в высоту? Но падение — это единственный способ достичь высокого состояния биологического возбуждения. Прыгун на батуте падает, перед тем как взмывает вверх; он вжимается в батут, чтобы оттолкнуться для полета. Подъем, в свою очередь, дает возможность произойти другому падению, который затем приводит к следующему подъему. Если оргазм является большим падением, то максимум, который человек ощущает после чрезвычайно удовлетворяющего полового акта, является естественным восстановлением из разрядки. В любви мы ходим по облакам, но это только потому, что ранее мы позволили себе упасть.
Чтобы понять, почему падение имеет такой сильный эффект, нам нужно подумать о жизни как о движении. Отсутствие движения есть смерть. Но это движение не является в самой своей основе горизонтальным перемещением в пространстве, где мы проводим много времени. Существуют пульсирующие подъем и спад возбуждения в организме, выражающиеся в скачках и прыжках, стоянии и лежании, даже в стремлении к большим высотам, но при всех обстоятельствах нуждающиеся в возвращении на твердую почву, на землю, к реальности нашего земного существования. Такое большое количество нашей энергии отдается попыткам подняться выше и достичь больше, что часто мы обнаруживаем, как трудно спуститься вниз. Мы чувствуем себя подвешенными и боимся упасть. Так как мы постоянно боимся упасть, то постоянно стремимся подняться выше, как будто этот путь более безопасен. Дети, у которых развивается страх падения в раннем детстве, обязательно станут взрослыми, чьей целью в жизни будет подниматься выше и выше. Если человек в своем воображении заходит так далеко, что достигает луны, то появляется опасность безумия — пустоты, холодности, изоляции. Выход за пределы атмосферы земли вызывает у человека состояние эйфории. Благотворное действие гравитации, когда земля притягивает наши тела, исчезает, и человек легко может потерять ориентацию.
Сон и секс близко связаны, потому что самый хороший сон следует за хорошим сексом. В то же время всем известно, что секс является лучшим противоядием против беспокойства. Но чтобы секс имел такой эффект, человек должен быть способен отдаваться сексуальным чувствам. К сожалению, страх падения присоединяется к сексу и ограничивает его природное функционирование как основного пути для разрядки напряжения и возбуждения. Мы можем спокойно выполнять половой акт, но он осуществляется на горизонтальном уровне, энергетически говоря, и здесь не существует ни падения, которое освобождает, ни подъема, который оживляет. Мы обязаны помочь нашим пациентам преодолеть страх падения, если они хотят полноценно наслаждаться сексом и сном и подниматься из обоих состояний обновленными и свежими.
Важность вопроса: общий взгляд на стресс.
Обсуждение стресса и секса в одной главе не должно вас удивлять, так как сексуальное удовлетворение, как всем известно, служит разрядкой напряжения. Поэтому любое обсуждение стресса должно включать анализ сексуального оргазма. Однако моей первой задачей является представить общий взгляд на природу стресса.
Стресс возникает в результате действия на организм силы или давления, которым он сопротивляется, мобилизуя свою энергию. Конечно, существуют естественные стрессы, связанные с жизнью, которых не может избежать ни один организм, но обычно он хорошо подготовлен к встрече с ними. Современная социальная жизнь является постоянным источником различных видов стресса. Примером может служить езда на машине по перегруженному шоссе, когда человек должен постоянно быть настороже, чтобы избежать опасного столкновения. В таком сильно конкурирующем обществе, как наше, подобное давление встречается слишком часто, чтобы рассматривать его подробно. Межличностные отношения часто являются стрессовыми в связи с требованиями к человеку. Тем не менее, когда существует угроза насилия, у человека развивается стресс. В конце концов, существуют стрессы, навязываемые человеку им самим, которые и вынуждают тело принимать такие же меры, как и против внешних сил.
Для природных сил, вызывающих стресс, общей чертой является сила тяжести. Лежа, мы временно можем избежать стресса, но когда поднимемся или начнем двигаться, то будем подвержены ему. Стояние и движение требуют мобилизации энергии, чтобы противостоять силе тяжести. Несмотря на то что нам помогает структурное расположение костей, нашим мышцам приходится выполнять значительную работу, чтобы поддерживать эту позу. Когда мы устаем или нам не хватает энергии, то становится сложно и даже невозможно стоять. Солдаты, которых заставляют стоять неподвижно долгое время, сильно ослабевают из-за истощения энергии. Упадок сил также имеет место, если человеку приходится пережить шок, психологический или физический, который вызывает отток энергии от периферии его тела.
Падение и сильная слабость являются природной защитой от опасности постоянного стресса. Человек может выдержать множество стрессов, прежде чем сломается. Известно, что солдаты, которые переходили границы этого предела, умирали. Мы также знаем о смерти от сердечной недостаточности, когда способность организма противостоять стрессу терпит неудачу. Но даже в этой ситуации падение или лежание сильно уменьшают опасность, устраняя стресс от силы тяжести.
В общем стресс можно рассматривать как силу, давящую на человека сверху или тянущую его вниз. Бремя, взваленное на нас, давит вниз; действие силы тяжести тянет нас вниз. Мы сопротивляемся этим давлениям с помощью энергии, напрягая силы противодействия гравитации. Исходя из законов физики, это действие равно противодействию. Таким образом, мы говорим, что человек «может выстоять» в стрессовой или сложной ситуации.
Вертикальное положение является типичным для человека. Человек — это единственное существо из живущих на земле, для которого эта позиция естественна. Однако она требует значительных затрат энергии. Несмотря на тот факт, что тело человека анатомически приспособлено для этого, я не думаю, что вертикальное положение тела можно объяснить исключительно механически. Мы должны признать, что организм человека является более высоко заряженной системой, чем у других животных, и что его больший энергетический уровень и более высокий уровень возбуждения позволяют ему достигать и поддерживать эту прямую позицию.
То, что человеческий организм является более высоко энергетически заряженной системой, вряд ли нуждается в подтверждении. Данные человеческой деятельности и достижений достаточно проверены. Имеет ли эта энергия антигравитационное качество, как верил Райх, или она используется организмом для противостояния силе тяжести нет необходимости решать сейчас. Важным является то, что энергия протекает по оси тела вверх и вниз внутри человека. Вследствие такого сильного пульсирования оба полюса тела высоко заряжаются и становятся интенсивными центрами активности.
Мы привыкли думать, что превосходство человека на земле основывается исключительно в развитии мозга. Это, конечно, правда. Но также правда и то, что, как указывают многие антропологи, важным в духовном росте человека как доминирующего вида было развитие совместной охоты, разделение общества и образование устойчивых пар между мужчиной и женщиной. Согласно последним исследованиям, человеческое общество является отражением его сексуальности*. Избавление человеческой женской сексуальности от ее зависимости от эстрогенного цикла (как у животных) сыграло важную роль в стабилизации человеческого общества, дав возможность продолжительного удовольствия и сексуального удовлетворения внутри семьи. Это позволило мужчине выполнять необходимые обязательства перед женщиной и ее потомками, что является существенным для безопасности человеческих детей.
Я считаю, что развитие большого мозга, увеличившийся сексуальный интерес и деятельность человеческого существа плюс прямая поза явились результатом возрастания энергетического заряда в человеческом организме. Возросший заряд отвечает также за прямую позу человека. Увеличение энергетического заряда обязательно сопровождалось анатомическими и психологическими изменениями. Я не думаю, что они предшествовали ему, потому что для всех специфических видов деятельности человека требуется степень возбуждения и такое количество энергии, которых нет у других животных.
Многие человеческие качества, заслуживающие упоминания, внесли непосредственный вклад в прямое положение тела нашего человеческого рода. Наиболее важно то, что оно освободило передние конечности от второстепенных функций поддерживания и движения и позволило им развиться в человеческую руку и кисть. Мы можем держать предметы и манипулировать ими, так как у нас очень высокая степень чувствительности в кончиках пальцев, которая дает возможность нашим прикосновениям устанавливать различия, и мы наделены рядом движений рук, которые обогатили наше самовыражение посредством жестов. Во-вторых, человек повернулся к миру своей самой уязвимой частью тела, своей вентральной стороной. Таким образом, его грудь и сердце, его живот и поясница более доступны для контакта и менее защищены от нападения. Представляется, что качество нежности связано с этим образом существования в мире. В-третьих, мне кажется, тот факт, что голова человека возвышается над остальным телом, частично является причиной появления и установления иерархии ценностей в его мышлении.
Фрейд приписывал происхождение отвращения тому, что человек принял вертикальное положение. У большинства других млекопитающих нос находится на том же уровне, что и выделительные и половые органы, и эти животные свободны от ощущения отвращения по отношению к их функционированию, типичному для людей. Я не готов оспаривать эту точку зрения, которая, по мнению Фрейда, объясняет предрасположенность человека к неврозу. Конечно, мы приписываем более высокую ценность функционированию головы на одном конце тела, чем тазу на другом конце. Мы не можем логически сказать «задний конец», потому что таз в действительности является нижним концом тела. Будучи цивилизованным человеком, я принял эту систему ценностей, у которой, по моему мнению, имеются свои достоинства при условии, что она не послужит причиной тому, чтобы человек отвернулся от своей основной животной природы, так тесно отождествляемой с функционированием нижней части его тела.
Однако, если мы захотим понять проблемы, которые возникают, когда человек, находящийся в вертикальном положении, попадает под воздействие стресса, нужно рассмотреть их механизм. В этой связи нижняя часть тела играет важную роль. С анатомической точки зрения я соглашусь с Робертом Андри, что изменение, при котором установилось прямое положение тела, развивалось от ягодиц. Эти две большие мышечные массы, действуя вместе с наклоном таза назад, обеспечили структурную поддержку прямому телу.
Причина, по которой я согласился с Андри, это мой взгляд на то, что, когда ягодицы сжаты и таз наклонен вперед, то тело переходит в состояние частичной ослабленности. Это видно в структуре мазохистского характера, описанного ранее. Интересно, что у людей с мазохистским характером тело по виду напоминает обезьянье, частично из-за расслабленной позы и частично из-за состояния повышенного оволосения, которое может развиться. Причиной мазохистской структуры является беспрерывный стресс, давления которого сверху и снизу ребенок не может избежать, потому и не может выстоять. Его единственной альтернативой было подчинение. Чтобы переносить продолжительный стресс, его мышцы стали чрезмерно развитыми, что является физическим признаком его строения.
Мазохизм — это способ, с помощью которого люди справляются со стрессом. Неспособный избежать его, выдержать давление и справиться со стрессовой ситуацией, мазохист подчиняется и сгибается под стрессом. Этот личностный паттерн развивается в ситуации, когда человек не может ни избежать, ни выстоять под воздействием стресса.
К сожалению, паттерн поведения человека устанавливается в раннем детстве, когда человек пытается справиться с давлением родителей и школьных руководителей. Это будет определять, как человек будет справляться со стрессом во взрослом состоянии. В мазохистской структуре мы видели паттерн подчинения с развитием чрезмерно развитой мускулатуры, чтобы выдержать стресс. Однако если давление применяется рано, на первых годах жизни, подчинение невозможно, потому что ребенок не может развить необходимую мускулатуру, чтобы развить терпимость. Физически уйти из этой ситуации также невозможно. И, конечно, выстоять под воздействием стресса — это не вопрос для такого возраста. Психологический уход становится modus vivendi*. Младенец или ребенок уходит и из ситуации, и из реальности. Он живет в вымышленном мире, мечтает о полетах — отрицание тяжести стресса — или уходит в аутизм. Этот паттерн будет прослеживаться позднее в его жизни, когда человек вынужден будет противостоять любому непреодолимому стрессу. Если давление прилагается в детстве позднее, как в случае с ригидным характером, он выстоит под стрессом. Однако если стресс будет продолжительным, эта стойкость станет характерологической особенностью и приведет к жесткости тела и ума. Человек с ригидной структурой выстоит перед всеми стрессами, даже когда это не является необходимостью и может быть разрушительно. И так как он приобрел такую структуру, он даже будет искать стрессы, чтобы доказать, как хорошо он может противостоять им.
Сейчас читателю должно быть ясно, что эти паттерны реагирования на стресс являются структурой тела и частью характера человека. Вследствие этого человек реагирует на стресс, даже когда на него не накладывается никакого внешнего давления. В этом случае мы можем говорить о давлении, возложенном на самого себя. Эго, или то, что Фрейд назвал суперэго, включает в себя давление как условие, необходимое для жизни.
Давайте рассмотрим пример, когда у человека плечи подняты и расправлены, что служит выражением его чувства, как это мужественно — нести свою ношу. Он может не осознавать это чувство или позу, но за него говорит его тело. Если мы гипотетически примем, что мышечное напряжение в его плечах равняется необходимому напряжению, чтобы нести 100 фунтов массы (на плечах), то будет логичным сделать вывод, что он является объектом слишком сильного давления. На телесном уровне он действует так, как будто эта большая масса давит на него. Для него было бы лучше, если бы он действительно нес эту массу, потому что тогда бы он осознавал эту ношу и раньше или позже снял бы ее. А так он находится под постоянным стрессом, не осознавая его, и поэтому не имеет возможности сбросить его.
Любое хроническое мышечное напряжение является длительным стрессом для тела. Как указывал Ганс Селье /23/, продолжительный стресс вредно действует на организм. Независимо от причины и вида организм реагирует на него синдромом общей адаптации. Этот синдром состоит из трех фаз. Фаза 1 называется реакцией тревоги. Организм реагирует на острый стресс тем, что выделяет медуллярные гормоны надпочечников, которые мобилизуют его энергию. Когда стресс физически влияет на тело, то реакция тревоги может проявляться в форме воспалительного процесса. Если эта реакция успешно преодолевает телесное повреждение и устраняет стресс, то организм возвращается к своему естественному гомеостатическому состоянию. Однако если стресс продолжается, начинается фаза 2. На этой фазе организм пытается приспособиться к стрессу. В результате повышается активность надпочечников, которые выбрасывают в кровь больше кортикостероидов, обладающих противовоспалительным действием. Но процесс адаптации также поглощает энергию, которая должна быть мобилизована из запасов тела. Фаза 2 похожа на холодную воину, в которой организм пытается сдержать стрессовые агенты, так как он не может уничтожить их. Фаза 2 может продолжаться долгое время, и в конечном итоге организм ослабевает. Фаза 3 называется стадией истощения. У организма нет больше энергии сдерживать стресс, и он начинает разрушаться.
Это краткое представление концепции Селье о реакции на стресс недостаточно оценивает ее важный вклад в наше понимание тела. Однако объем этой книги не дает возможности уделить его работе того внимания, которое он заслуживает. С другой стороны, невозможно проигнорировать ее в любом обсуждении стресса. Особенно важна для нас фаза 3 — стадия истощения. Если понимать ее как утомление, или хроническую усталость, то, возможно, это будет самой частой жалобой в нашей культуре. Я расцениваю это как признак того, что многие люди находятся на грани истощения в результате продолжительных стрессов, которым они подвергаются через хроническое мышечное напряжение.
Наличие этих телесных стрессов ограничивает энергию, которая затрачивалась бы на борьбу с ними в повседневной жизни. Когда мышечное напряжение в курсе биоэнергетической терапии уменьшается, человек обнаруживает, что он более эффективно может справиться со стрессами в личных ситуациях. Секрет борьбы со стрессами заключается в том, что просто нужно иметь достаточное количество энергии для встречи с ними, но это возможно только в том случае, когда тело относительно свободно от напряжений.
Обобщая сказанное, я опишу ситуацию, характерную для многих людей. Они работают пол сильным напряжением, хотя и чувствуют, что если они не сумеют вынести его, то это приведет к слабости, поражению и неудаче. В этом сильном напряжении они более плотно стискивают челюсти, зажимают ноги, сводят колени и борются с невероятными усилиями. Как сказал мой пациент Джим: «Вы не можете пасовать перед трудностями». Во многих отношениях эта сила воли, позволяющая сносить все, является качеством, достойным восхищения, но она может и, конечно, имеет некоторые губительные последствия для тела.