Медитируйте2

 Существует обширная литература о медитации. Моя практика медитации основана на работах Steve Hagen, Buddhism is Not What You Think: Finding Freedom Beyond Beliefs (New York: HarperCollins, 2004); the Dalai Lama, Jeffrey Hopkins trans. and ed., How to Practice: The Way to a Meaningful Life (Atria Books, 2003); Katsuki Sekida, Zen Training: Methods and Philosophy (Boston: Shambhala, 1985), Joanna Cook, Meditation in Modern Buddhism: Renunciation and Change in Thai Monastic Life (Cambridge: Cambridge University Press, 2010) и Stephan Bodian, Meditation For Dummies (New York: Wiley, 2006). (Как уже говорилось, медитатор я не очень прилежный.)
 Описание практического применения медитации и вдумчивости содержится в работах Jon Kabat-Zinn, Full Catastrophe Living: Using the Wisdom of Your Body and Mind to Face Stress, Pain, and Illness (Delta, 1990), а его статья «Mindfulness-Based Interventions in Context: Past, Present, and Future», Clinical Psychology: Science and Practice 10:2 (Summer 2003), 144—156 представляет собой обзор применения техники снятия стресса путем медитативного сосредоточения (MBSR). Критические замечания о MBSR приведены в работе Wakoh Shannon Hickey, «Meditation as Medicine: A Critique», Crosscurrents (June 2010), 168—184.
 Среди специализированных исследований интересны работы William S. Blatt, «What’s Special about Meditation? Contemplative Practice for American Lawyers», Harvard Negotiation Law Review 7 (2002), 125—141; Maj. G. W. Dickey, Mindfulness-Based Co gnitive Therapy as a Complementary Treatment for Combat/Operation Stress and Combat Post-Traumatic Stress Disorder, M. A. thesis, Marine Corps University, 2008; Charlotte J. Haimer and Elizabeth R. Valentine, «The Effects of Contemplative Practice on Intrapersonal, Interpersonal, and Transpersonal Dimensions of the Self-Concept», Journal of Transpersonal Psychology 33:1 (2001), 33—52; Keith A. Kaufman, Carol R. Glass, and Diane B. Arnkoff, «Evaluation of Mindful Sport Performance Enhancement (MSPE): A New Approach to Promote Flow in Athletes», Journal of Clinical Sports Psychology 4 (2009), 334—356; Ying Hwa Kee and C. K. John Wang, «Relationships between mindfulness, flow dispositions and mental skills adoption: A cluster analytic approach», Psychology of Sport and Exercise 9:4 (July 2008), 393—411; Maria Lichtmann, The Teacher’s Way: Teaching and the Contemplative Life (Mahwah, NJ: Paulist Press, 2005); Donald R. Marks, «The Buddha’s Extra Scoop: Neural Correlates of Mindfulness and Cl inical Sport Psychology», Journal of Clinical Sports Psychology 2:3 (August 2008); Ed Sarath, «Meditation in Higher Education: The Next Wave?» Innovative Higher Education 27:4 (2003), 215—223.
 Желательность использования созерцательных техник при проведении юридических переговоров вызвана тем, что правовая система изначально предполагает подход с позиций противостояния. Это приводит к эмоциональному напряжению сторон и отвращает от поиска взаимоприемлемых решений, выгодных для участников переговоров: см. David Hoffman, «The Future of ADR: Professionalization, Spirituality, and the Internet», Dispute Resolution Magazine 14 (2008), 6–10; Marjorie A. Silver, «Lawyering and its Discontents: Reclaiming Meaning in the Practice of Law», Touro Law Review 19 (2004), 773—824; Arthur Zajonc, «Contemplative and Transformative Pedagogy», Kosmos Journal 5:1 (Fall/Winter 2006), 1–3.
 Обзор нейробиологических исследований в области медитации и сознания содерж ится в статье Antoine Lutz, John D. Dunne, and Richard J. Davidson, «Meditation and the Neuroscience of Consciousness: An Introduction», in Philip David Zelazo, Morris Moscovitch, Evan Thompson, eds., The Cambridge Handbook of Consciousness (Cambridge: Cambridge University Press, 2007).
 Приведенные в этой главе примеры взяты из исследований Antoine Lutz, Lawrence L. Greischar, Nancy B. Rawlings, Matthieu Ricard, and Richard J. Davidson, «Long-term meditators self-induce high-amplitude gamma synchrony during mental practice», Proceedings of the National Academy of Sciences 101:46 (November 16, 2004), 16369–16373; Richard J. Davidson and Antoine Lutz, «Buddha’s Brain: Neuroplasticity and Meditation», IEEE Signal Processing Magazine (September 2007), 171—174; Antoine Lutz, Heleen A. Slagter, John D. Dunne, and Richard J. Davidson, «Attention regulation and monitoring in meditation», Trends in Cognitive Sciences 12:4 (April 2008), 163—169.
 Исслед ования мыслительной активности музыкантов содержатся в работах Daniel Levitin, This Your Brain on Music: The Science of a Human Obsession (New York: Plume, 2006); G Schlaug, L Jancke, Y Huang, H Steinmetz, «In vivo evidence of structural brain asymmetry in musicians», Science 267:5198 (3 February 1995), 699—701; Stefan Elmer, Martin Meyer and Lutz Jдncke, «Neurofunctional and Behavioral Correlates of Phonetic and Temporal Categorization in Musically Trained and Untrained Subjects», Cerebral Cortex 22:3 (March 2012), 650—658 (doi: 10.1093/cercor/bhr142); Patrick Bermudez, Jason P. Lerch, Alan C. Evans and Robert J. Zatorre, «Neuroanatomical Correlates of Musicianship as Revealed by Cortical Thickness and Voxel-Based Morphometry», Cerebral Cortex 19:7 (July 2009), 1583—1596 (doi: 10.1093/cercor/bhn196). Мыслительная активность математиков описана в статье K. Aydin, A. Ucar, K. K. Oguz, O. O. Okur, A. Agayev, Z. Unal, S. Yilmaz and C. Ozturk, «Increased Gray Matter Density in the Parietal C ortex of Mathematicians: A Voxel-Based Morphometry Study», American Journal of Neuroradiology 28 (November 2007), 1859—1864. Изменения в микроструктуре белого вещества головного мозга жонглеров исследуются в статье Jan Scholz, Miriam C. Klein, Timothy E. J. Behrens and Heidi Johansen-Berg, «Training induces changes in white matter architecture», Nature Neuroscience 12:11 (November 2009), 1370—1371. По словам Шольца, «после шести недель тренировок у жонглеров наблюдаются изменения в белом веществе головного мозга по сравнению с мозгом контрольной группы испытуемых, которые не упражнялись в жонглировании. Изменения происходят в тех регионах мозга, которые отвечают за хватательные и двигательные функции и периферийное зрение». См. Scholz «Matter in hand: Jugglers have rewired brains», Phys. org (October 11, 2009). Лондонские таксисты были предметом изучения Элинор А. Магвайр, профессора университетского колледжа Лондона: см. Maguire, Richard Frackowiak, and Christopher Frith, «Recalling rou tes around london: activation of the right hippocampus in taxi drivers», Journal of Neurosci 17:18 (15 September 1997), 7103—7110; Maguire, David G. Gadian, Ingrid S. Johnsrude, Catriona D. Good, John Ashburner, Frackowiak and Frith, «Navi
gation-related structural change in the hippocampi of taxi drivers», Proceedings of the National Academy of Sciences 97:8 (11 April 2000), 4398—4403; Katherine Woollett, Hugo J. Spiers, and Maguire, «Talent in the taxi: a model system for exploring expertise», Phil. Trans. R. Soc. B 364:1522 (27 May 2009), 1407—1416.
 Результаты работы исследовательской группы под руководством Клиффорда Сарона содержатся в отчете Center for Mind and Brain, Five Year Report 2003—2008 (University of California, Davis, 2008). Результаты исследований теломеров изложены в статье Elissa Epel, Jennifer Daubenmier, Judith Moskowitz, Susan Folkman and Elizabeth Blackburn, «Can meditation slow rate of cellular aging? Cognitive stress, mindfulness, and telom eres», Annals of the New York Academy of Sciences 1172 (2009), 34—53.
 Интересная информация о пересечении нейробиологии и сознания содержится в книге Susan Blackmore, Zen and the Art of Consciousness (Oxford: OneWorld, 2011). Сюзан Блэкмор – нейробиолог, ее книга рассматривает вопросы о природе сознания, основываясь на научных исследованиях и длительной практике медитации.
 Сведения о блогерах-монахах взяты из моих интервью с Джонатаном Копполой, Кейн Дас, сестрой Грифон, Чокьи Либби, Бхикшу Самахитой, Дамчо Вангмо и Ноа Юттадхаммо, проведенных по электронной почте или по Skype летом и осенью 2011 года. Отчет об изучении корейских монахов-блогеров приводится в статье Joonseong Lee, «Cultivating the Self in Cyberspace: The Use of Personal Blogs among Buddhist Priests», Journal of Media and Religion 8 (2009), 97–114.
 О роли буддизма в глобализации сообщается в работе Peter Oldmeadow, «Globalization and Tibetan Buddhism», in Oldmeadow, ed., The End of Religions? Religion in an Age of Globalisation (Sydney Studies in Religion, 2001), 266—279.
 Жизнь лесных монахов представляет огромный интерес, а Шри-Ланка вот уже свыше двух тысячелетий является центром буддизма. Однако само движение лесного отшельничества и стремление к изоляции и чистоте началось сравнительно недавно и получило широкое распространение после Второй мировой войны в связи с усилением религиозности в Шри-Ланке, вызванным объявлением независимости страны в 1948 году и 2500-летней годовщиной со дня смерти Будды в 1956 году. История сингалезских лесных монахов заимствована из статей Nur Yalman, «The Ascetic Buddhist Monks of Ceylon», Ethnology 1:3 (July 1962), 315—328, и Michael Carrithers, «The Modern Ascetics of Lanka and the Pattern of Change in Buddhism», Man 14:2 (June, 1979), 294—310.
 В буддизме принято давать новые имена тем, кто принимает монашеский сан. Эти «дхармические имена» выбираются аббатами или наставниками, при выборе имен руководствуются различными традиция ми. Иногда наставник выбирает имя, отражающее черты личности ученика и характер его подготовки, или напоминающее о том, какое качество следует развивать. В других традициях при выборе имен учитывают наставников и духовных учителей или составляют имена в зависимости от дня рождения или поколения ученика. Китайские монашеские имена начинаются с «Ши», вьетнамские – с «Тхить».
 Концепция осевого времени рассматривается в работах Карла Ясперса Origin and Goal of History [6 — Карл Ясперс. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.] (1951; repr. London: Routledge, 2011) и Karen Armstrong, The Great Transformation: The Beginning of Our Religious Traditions (New York: Anchor, 2007).
 Ученые считают, что Интернет – всего лишь самая современная из многочисленных технологий, вызвавшая изменение нашего мышления. Изобретение письменности, в частности, изобретение греческого алфавита, аккуратно отображающего полный диапазон звуков языка, изменило метод нашего мышления. Изобретение печатного станка привело к свободному распространению информации за пятьсот лет до Интернета, а газета стала новостной средой и основанием для роста «воображаемых сообществ». Радио, телефон и телевидение, по мнению Маршалла Маклюэна, в 1960-е годы преобразили мир в «глобальную деревню».
 В течение всей истории существования человечество переживало и переживает информационные революции и сожалеет об изменениях. Сократ с подозрением относился к письменности. В 1477 году венецианский гуманист Иероним Скарчиафико в своем труде «Память и книги» предупреждал, что «обилие книг делает человека неприспособленным к учению; книги уничтожают память и ослабляют разум, освобождая его от работы». Сто пятьдесят лет назад телеграф служил «викторианским Интернетом» (подробно это описано в книге Tom Standage The Victorian Internet: The Remarkable Story of the Telegraph and the Nineteenth Century’s On-Line Pioneers [London: Walker, 1998]), его считали пре двестником всевозможных катастрофических событий. Примерно то же самое говорят сегодня об информационных технологиях.

Updated: 11.04.2014 — 23:56