Психология взаимоотношений

Психология взаимоотношений мужчины и женщины


Отдыхайте2

Эта глава написана по материалам интервью, однако «бесцифровая суббота» привлекла внимание целого ряда замечательных писателей: William Powers, Hamlet’s Blackberry: A Practical Philosophy for Building a Good Life in the Digital Age (New York: HarperCollins, 2010); Susan Maushart, The Winter of Our Disconnect (London: Profile Books, 2011).
 В апреле 2012 Дейон Сандерс, известный американский футболист и бейсболист, написал в Twitter, что его бывшая жена, ворвавшись в дом, пытается его избить на глазах у детей: см. Chuck Schilken, «Deion Sanders tweets wife assaulted him in front of their kids», Los Angeles Times (April 24, 2012).
 Профессиональный автогонщик Брэд Кеселовски перещеголял Сандерса, умудрившись написать в Twitter об аварии на трассе во время проведения гонки Daytona 500 в 2012 году: см. Bill Speros, «It’s a NASCAR social media meet-up!» ESPN (28 February 2012). Пассажиры рейса Delta 1063 Грант Кардоне (корреспондент канала Fox News) и Али Велши (корреспондент CNN) сообщили в Twitter о вынужденной посадке: «Birds’ run-in with engine caught on Twittersphere», KPCC 89.3 (19 April 2012).
 Разумеется, технология беспроводного доступа на борту уже существует. В США услуг и Wi-Fi были впервые предложены на рейсах внутреннего сообщения в 2009 году, а к 2013 году крупнейшие авиалинии предполагают распространить этот сервис на международные перелеты.
 Странным кажется тот факт, что представители рекламных агентств и пиара стремятся соблюдать «бесцифровую субботу». К примеру, Марк Димассимо (основатель агентства DIGO) и Эрик Явербаум (президент Jericho Communication, компании по связям с общественностью) решили создать фирму Offlining, Inc., объясняя, что им надоело убеждать пользователей «войти в Сеть, щелкнуть мышкой, позвонить, отыскать, найти, нажать на кнопку и пролистать». Впрочем, по этим же причинам рекламные агентства обращаются к устройствам и программам «дзен-софта»: у копирайтеров те же проблемы с отвлекаемостью, что и у нас.
 Первое упоминание «бесцифровой субботы» встречается в статье Don Lattin, «In praise of a day unplugged», SF Gate (29 April 2001).
 Исследователи пока не присту пили к изучению влияния соблюдения «бесцифровой субботы» на уровень стресса, кровяное давление или иные физиологические показатели здоровья, хотя подобные исследования могут оказаться полезными. Демографы отмечают, что среди американских евреев существует корреляция между состоянием здоровья и соблюдением религиозных традиций, хотя трудно сказать, наблюдается ли улучшение состояния здоровья в связи с соблюдением традиционного питания, Шаббата или по каким-либо иным причинам: см. Isaac Eberstein and Kathleen Heyman, «Jewish Identity and Self-Reported Health», in Christopher G. Ellison, Robert A. Hummer, eds., Religion, Families, and Health: Population-Based Research in the United States (New Brunswick: Rutgers University Press, 2010), 349—367.
 Особо следует отметить работы Дэвида Леви о технологии и созерцательности, в частности David Levy «To Grow in Wisdom: Vannevar Bush, Information Overload, and the Life of Leisure», Proceedings of the 5th ACM/IEEE-CS joint con ference on Digital libraries (New York: ACM, 2005), 281—286; «Information, silence, and sanctuary», Ethics and Information Technology 9 (2007), 233—236 и «No time to think: Reflections on information technology and contemplative scholarship», Ethics and Information Technology 9 (2007), 237—249. В настоящее время Леви возглавляет проект по исследованию «созерцательной многозадачности», см. Levy, Jacob Wobbrock, Al Kaszniak, and Marilyn Ostergren, «Initial results from a study of the effects of meditation on multitasking performance», Extended Abstracts of the ACM Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI ‘11) Vancouver, British Columbia (May 7–12, 2011) (New York: ACM Press, 2011), 2011—2016 и ibid., «The effects of mindfulness meditation training on multitasking in a high-stress information environment», Proceedings of Graphics Interface (GI ‘12), Toronto, Ontario (May 28—30, 2012) (Toronto, Ontario: Canadian Information Processing Society, 2012), 45—52.
 Тэмми Стробел описывает свой опыт упрощения жизни в книге Tammy Strobel, You Can Buy Happiness (and It’s Cheap): How One Woman Radically Simplified Her Life and How You Can Too (Novato, CA: New World Library, 2012); Кристина Розен опубликовала статью о многозадачности: см. Christine Rosen, «The Myth of Multitasking», The New Atlantic (Spring 2008), 105—110. Гвен Белл описывает свой опыт «бесцифровых суббот» в книге Gwen Bell, Digital Warriorship (2011).
 Бытует представление, что амиши отвергают современные технологии, но оно совершенно ошибочно. Так же, как и буддийские монахи, они совместно выбирают технологии, содействующие развитию таких качеств, как смирение, равенство и простота, таким образом, отличаются от технологий, используемых остальными: см. Wetmore, IEEE Technology and Society Magazine (Summer 2007), 10—21. Подробное изучение подхода амишей к технологии описано в работах Donald Kraybill, The Riddle of Amish Culture (Baltimore: Johns Hopkins Univers ity Press, 2001), Kraybill and Stephen Nolt, Amish Enterprise: From Plows to Profits (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2004); Kraybill and Marc Alan Olshan, eds., The Amish Struggle With Modernity, (Hanover, NH: University Press of New England, 1995); Diane Zimmerman Umble, «The Amish and the Telephone: Resistance and Reconstruction», in Roger Silverstone and Eric Hirsch, eds., Consuming Technologies: Media and Information in Domestic Spaces (London: Routledge, 1992), 183—194; ibid., Holding the line: The telephone in Old Order Mennonite and Amish life (Baltimore, Johns Hopkins University Press, 1996); Howard Rheingold, «Look Who’s Talking», Wired Magazine 7.01 (January 1999).
&nbs
p;Томас Мертон упоминает пиво в своем эссе: см. «Contemplation in a World of Action», Thomas Merton, Spiritual Master: The Essential Writings, ed. Lawrence Cunningham (Mahwah, NJ: Paulist Press, 1992), 377. Возможно, Мертон перефразирует знаменитое заявление Бенджамина Франклина «пив о – это доказательство того, что Бог нас любит и хочет, чтобы мы были счастливы». К сожалению, Чарльз Бамфорт в своей монографии Charles W. Bamforth Beer Is Proof God Loves Us: Reaching for the Soul of Beer and Brewing (Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, 2011) доказывает, что Франклин сказал это не о пиве, а о вине.
 Выражение «твит на бумаге», употребляемое Гвен Белл, впервые встречается у Джен Билик, основательницы компании Knock Knock, которая разработала и выпустила на рынок «записную книжку для твитов» в 2010 году, рекламируя ее как «беспроводное чудо пера и бумаги, позволяющее овладеть искусством краткости и современном этикетом». Линейка бумажных товаров, иронически переосмысляющих цифровые технологии, включает «бумажный навигатор» для записи адресов, «бумажный имейл» и «бумажные смайлики». По словам Билик, «юмористический эффект создается намеренным противопоставлением и презентацией товара в неожиданной форме». Имейл и твиты – по сути своей явления цифровые, поэтому использование бумаги вызывает улыбку: см. интервью с Джен Билик, 10 июля 2012 года; описание товаров в онлайновом каталоге Knock Knock. Подробнее о Билик см. Liz Welch, «The Way I Work: Jen Bilik of Knock Knock», Inc. (October 2011).
 «Субботний манифест» включает в себя десять принципов: избегайте технологии, общайтесь с родными и близкими, заботьтесь о своем здоровье, выходите на прогулку, избегайте коммерции, зажигайте свечи, пейте вино, вкушайте хлеб, найдите молчание и вносите свой вклад.
 Одна из причин, по которой приверженцы «бесцифровой субботы» называют себя «склонными к духовности», заключается в том, что у религиозных технофобов не возникает желания создавать новые ритуалы или объяснять свои действия. Христианам нетрудно включить воздержание от использования сетевых технологий в число воскресных традиций, которые подчеркивают необходимость заботы о близких и родных. У ортодоксальных иудеев существует множество офи циальных запретов на использование электронных устройств и электрического оборудования. Они не изобретают, а соблюдают Шаббат. «Субботний манифест» и движение за «бесцифровую субботу» подверглись критике со стороны ортодоксальных комментаторов: см. Joseph Aaron, «People of the Twitter», Chicago Jewish News (29 April 2011). Впрочем, отдельные примеры свидетельствуют, что цифровая зависимость стала проблемой даже в ортодоксальных семьях, см.: Steve Lipman, «For Many Orthodox Teens, “Half Shabbos” Is A Way Of Life», The Jewish Week (22 June 2011).
 Морли Фейнштейн появляется в 41-й серии 5-го сезона телесериала «Умерь свой энтузиазм», показанной 25 сентября 2005 года.
 В том, что я неверующий, легко обвинить моих родителей: их равнодушие к религии объясняется чрезмерной строгостью и суровостью их собственного пуританского детства. Мои бабушка с дедушкой жили в виргинской глуши, однако когда я в детстве навещал их, воскресенье уже не считалось днем особой духовности, если не принимать во внимание некоторые странные традиции и ритуалы. Мы занимались различными делами по хозяйству и пытались объяснить бабушке, «почему ребенок не ходит в воскресную школу». Семья моей жены причисляет себя «к культурной традиции протестантизма» и возводит генеалогическое древо ко времени американской революции, а День благодарения в обществе родственников превращается в картину Нормана Рокуэлла: несколько семейств собираются за огромным столом, ломящимся от яств. Вот только благодарственную молитву никто не произносит. На церковной службе я чувствую себя, будто глухой на балете: могу оценить искусство танцора и сюжет, любуюсь декорациями, но особого подъема не испытываю. В Кембридже мы пошли на вечерню в часовне Королевского колледжа, мне очень понравилась и сама служба, и обстановка. Музыка и ритм службы завораживают, сама часовня (возведенная по приказу Генриха VIII как символ благочестия и мощи дома Тюдоров на средства, отнятые у католической Церк ви) производит величественное впечатление, но даже там у меня не возникло ощущения присутствия и божественного прикосновения, которым так дорожат верующие.
 Основной труд Авраама Хешеля The Sabbath: Its Meaning for Modern Man переиздан в 2005 году издательством Farrar, Straus and Giroux с предисловием дочери мыслителя, Сусанны. Среди литературы о смысле и значении Шаббата особого упоминания заслуживает Judith Shulevitz, The Sabbath World: Glimpses of a Different Order of Time (New York: Random House, 2010).
 Критика идеи «реального времени» содержится в работе Wayne Hope, «Global Capitalism and
the Critique of Real Time», Time & Society 15:2–3 (2006): 275—302. Мои представления об индустриальном и астрономическом времени основаны на труде Simon Schaffer, «Astronomers Mark Time: Discipline and the Personal Equation», Science in Context 2 (1988), 115—145.
 Разумеется, «реальное время» приносит не только вред, но и пользу. К п римеру, Энтони Таунсенд отмечает, что нью-йоркские таксисты пользуются мобильными телефонами для обмена информацией: где собираются большие скопления людей, где возникли дорожные пробки, какие улицы свободны. Прогнозы погоды, информация о дорожном движении, координация проведения мероприятия с друзьями в режиме «реального времени» (обмен звонками и эсэмэсками) – такой обмен информацией полезен и необходим. Впрочем, иногда он приводит к смешным и нелепым сочетаниям. На моей стене в Facebook однажды столкнулись следующие заявления друзей: «Три шестиклассника здорово отыграли песню группы Blue Oyster Cult…», «Ах, Дублин…», «Итальянский фестиваль в Хобокене, парк Синатры. Невыразимо прекрасное собрание типажей жителей Нью-Джерси», «Джеймс Макморроу отжигает на фестивале Ханумана». Спустя несколько месяцев мне захотелось вновь посмотреть на этот набор: пришлось загружать копию моей страницы и перечитывать все подряд – в то время Facebook не имел автоматического поиска. Система считала важны м только то, что происходит именно сейчас.
 Книга Дэниела Сиберга «Цифровая диета» (см. Daniel Sieberg’s The Digital Diet: The 4-Step Plan to Break Your Tech Addiction and Regain Balance in Your Life [New York: Three Rivers Press, 2011]) предлагает 28-дневную программу для избавления от цифровой зависимости. «Диета» начинается с недельной «детоксикации организма», советует хранить в холодильнике смартфоны и прочие отвлекающие технические устройства и предлагает измерить «индекс виртуальной массы» (электронный эквивалент индекса массы тела) путем сложения количества ваших электронных устройств, социальных медиа, почтовых программ, виртуальных игр и блогов. Различные устройства обладают различным «виртуальным весом», в зависимости от того, насколько они отвлекают: к примеру, смартфон в три раза «тяжелее» настольного компьютера, а цифровой фотоаппарат в семь раз «легче» участия в ролевой онлайновой игре.
 Книга Клэя Джонсона «Информационная диета» (см. Clay Johnson’s Information Diet: A Case for Conscious Consumption, [San Francisco: O’Reilly Media, 2012]) на первый взгляд похожа на продукт совместного творчества журналистов Майкла Поллана и Дэвида Бродера. Джонсон, участник президентской кампании Говарда Дина в 2004 году, утверждает, что политические новости и блоги эквивалентны высококалорийной нездоровой пище и виноваты в разрушении политического климата США и вялости избирателей.
 Как ни странно, не существует материалов по сравнительному изучению традиционных постов и обрядов воздержания в различных религиях. Некоторую информацию по этим вопросам можно найти в работах Kees Wagtendonk Fasting in the Koran (Leiden: E. J. Brill, 1968); Joseph B. Tamney, «Fasting and Modernization», Journal for the Scientific Study of Religion 19:2 (June 1980), 129—137, «Fasting and Dieting: A Research Note», Review of Religious Research 27:3 (March 1986), 255—262. Влияние религиозных постов на здоровье описано в трудах A. M. Johnstone, «Fasting: The Ultimate Diet?» Obesity Reviews 8:3 (May 2007), 211—222; John F Trepanowski, Richard J Bloomer, «The impact of religious fasting on human health», Nutrition Journal 9 (2010), 57—65.
 Представление о Шаббате как о дне активного отдыха содержится в работах многих авторов. Энн Диленшнайдер, методистский пастор, цитирует заявление монаха-бенедектинца Дэвида Штайндл-Раста, австрийского экспериментального психолога: «Усталость лечат не отдыхом, а сердечностью». Диленшнайдер и Бауэр рассказывали слушателям своего курса еврейскую притчу о пианисте, объясняющем, что искусство музыканта заключено не в нотах, а в паузах между ними. В жизни, как и в музыке, паузы имеют огромное значение. «Цифровая суббота» предлагает возможность совершенствовать «искусство жить».

 Глава 8. Восемь шагов к «созерцательному компьютингу»

 Разумеется, мои восемь принципов «созерцательного компьютинга» составлены п о аналогии с Благородным восьмеричным путем Будды, включающим в себя правильное воззрение, правильное намерение, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование и правильное сосредоточение.
 Игра го (известная в Китае под названием вэйци, а в Корее – бадук) возникла в Китае в VI веке до н. э. и широко распространена до сих пор. В го играют черными и белыми фишками («камнями») на доске с разлиновкой 19 19 линий. Цель игры – камнями своего цвета отгородить на игровой доске как можно бульшую территорию. Поведение отдельных камней ограниченно, но игра требует значительного мастерства из-за размера доски, возникающих сложных позиций и необходимости создавать отдельные группы камней, захватывая территорию противника.
 В японской культуре Мусо Сосэки – гений, сравнимый с Кристофером Реном, Джоном Донном и Томасом Беккетом одновременно. О культурном и историческом влиянии Тенрюдзи и Мусо Сосэки с м. труды François Berthier, Reading Zen in the Rocks: The Japanese Dry Landscape Garden (Chicago: University of Chicago Press, 2000) и Katherine Anne Harper, «Daiunzan Ryoanji Sekitei, The Stone Garden of the Mountain Dragon’s Resting Temple: Soteriology and the Bodhimandala», Pacific World, New Series 10 (1994), 116—130.

Posted in Укрощение цифровой обезьяны


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *