Денег, у него увеличиваются потребности. И он считает, что потянет эти потребности, так как думает, что у него всегда будет много денег. В Ведах говорится, что жизнь подобна волнам — когда-то бывают подъемы, когда-то спады. Человек не будет всегда иметь много денег, иногда он будет иметь мало.
Это называется жить не по средствам. Человек накапливает много денег, потом покупает дорогую вещь, будучи неспособным ее поддерживать. Он влезает в долги, а затем его существование становится невыносимым. Таким образом, человек должен понять, что если даже у него есть какие-то средства на жизнь или даже запас, он не должен считать, что это ходовые деньги. Он может их накопить на случай какой-то проблемы, опасности и т. д., но он не должен копить, чтобы покупать какие-то дорогие вещи, которые он не способен поддерживать.
Четвертый принцип. Человек должен работать в соответствии со своей квалификацией. Подобный принцип мы разбирали, когда говорили о том, что заработок должен быть простым. Иногда человек имеет достаточно сложную квалификацию и зарабатывает деньги тоже достаточно сложно, но если его квалификация — действовать именно таким образом, то это будет несложно для него. То есть качество простоты здесь не теряется. Человек может быть очень квалифицированным. Трудиться он будет внешне сложно, но на самом деле он трудится просто, потому что это для него привычно.
Пятый принцип. Человек не должен поддерживать семью средствами, для которых у него нет качеств. Другими словами, поступай в учебное заведение, человек должен это хорошо про-
Думать, потому что он отвечает за свою семью. Речь идет О мужчине. Он должен хорошо Подумать, стоит ли ему получать такое образование, потому ЧТО если у него нет необходимых для этого образования качеств личности, он чувствует это. Ему тяжело дается учеба, он испытыает трудности в овладении квалификаций. Это значит, что он не будет иметь средств на жизнь в соответствии с этой квалификацией, потому что он действует не по своей природе.
Допустим, человек собирается стать инженером, но его природа — не делать чертежи, а ремонтировать машины. Таким образом, лучше стать хорошим мастером, чем плохим инженером.
Или наоборот — у человека склонность чертить чертежи, но он чувствует, что это не будет давать ему большой заработок. Однако если он поступит не по своей природе, это не принесет ему средств на жизнь.
Шестой принцип — человек не должен изобретать все новые и новые пути поддержания себя. Он должен стараться усовершенствовать то, что у него уже есть. Качества личности имеют определенную природу, их не изменишь. Поэтому человек должен трудиться теми способами, которые он принял в жизни, но ему следует изменить отношение к труду. Изменить отношение — значит трудиться с любовью и для других, для общества в целом, а не для себя.
Таким образом, человек, несомненно достигает успеха, потому что изменяется отношение к нему. В результате его благосостояние тоже увеличивается.
Седьмой принцип понять очень трудно,
Заключается в том, чтобы человек был доволен
Тем, что приходит в его жизнь само собой. Если он трудится определенное время и к нему приходят определенные средства, он должен быть этим доволен. Потому что если он будет этим недоволен, его жизнь станет каторгой — ему придется очень много трудиться.
Восьмой принцип — излишние размышления о том, как зарабатывать деньги, являются неправильным использованием умственной энергии.
Это означает, что когда люди начинают очень много говорить о том, где работать, как работать, зачем работать и т. д., и на это уходит весь день, то в конце концов это создает очень большую напряженность, потому что размышления на подобные темы убивают очень много психической энергии, забирают много сил, в результате все может закончиться конфликтом.
Вот вопрос, который трудно воспринимаем: «Как можно быть счастливым и не стремиться заработать как можно больше денег?» Этот вопрос на самом деле очень трудный. Потому что все стремятся к деньгам, все думают, что могут быть счастливыми, стремясь зарабатывать как можно больше денег.
Я уже говорил на эту тему — сколько ни работай, больше чем положено все равно не заработаешь. Если заработаешь больше денег, то в ущерб своему здоровью или каким-то другим вещам, например взаимоотношениям в семье. В целом это описывается в Ведах следующим образом. Сколько у нас накоплено благочестия, то есть сколько хорошего мы сделали для других, столько хорошего по закону кармы вернется в этой жизни к нам. Когда мы думаем так, наш ум входит в равновесие с нашими возможностями.
С этим же связаны определенные способно. сти. Допустим, один человек способен сдать экзамен, а другой не способен. Это все зависит от его благочестия. Один может поднять штангу другой — нет. Человек не должен думать, что у него; есть такие способности, если он видит, ЧТО у Него ‘ их нет. Например, проучившись в институте пять лет, он видит, что не способен сдавать экзамен на ‘ «пятерку», а чаще всего получает «четыре». Он не должен думать, что он все-таки станет отличником. В этом и заключается признак разумности. Или, допустим, человек на одном предприятии не смог стать директором, а был все время заместителем, и на другом предприятии его положение ’ осталось прежним — положение заместителя. Он ^ не должен думать, что на третьем предприятии * он уже станет директором. Когда человек понимает свое положение в обществе, свои возможно-; сти, то, не прилагая чрезмерных усилий, он становится счастливым.
Если же человек начинает достигать цели, которая не свойственна ему в жизни, то он теряет свое положение и те возможности, которые у него были.
Поэтому человек всегда очень четко должен понимать, что не надо стремиться зарабатывать больше тех средств, которые обычно имеются в семье. Это очень хорошо видно: одни семьи очень богатые, другие очень бедные, третьи — средние. И чаще всего в течение жизни это не сильно меняется, а если меняется, то за счет чрезмерных усилий, которые приводят к разрушению семьи как таковой: работа на трех работах, в конце концов инвалидность и т. д. Поэтому человек должен понять, что у него есть возможность иметь какие-то определенные средства на жизнь.