Психология взаимоотношений

Психология взаимоотношений мужчины и женщины


ГЛОССАРИЙ*

Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-лсихологическоя харак­теристика личности, отражающоя ее стремление моксимально подчинить своему влиянию портнеров по взаимодействию и общению. Свяэона с такими личностными чертами, кок агрессивность, эовышенноя сомооценко, склонность к следованию стереотипам, слабоя рефлексия. Но поведенческом уровне А. нередко проявляется в стремлении индивида во что бы то ни столо добиться доминирующего положения в группе, эонять максимольно вы­сокую позицию в структуре власти.

Агнозия (от греч., букв. — неэноние) — норушение розничных видов восприятия, возникаю­щее лри определенных порожениях мозго. Розличоют А. зрительные, тактильные и слухо­вые.

Агрофия (от а — отрицат. частицо и греч. grapho— пишу) — нарушение письма, возникаю­щее при расстройствах речи (от грубого искожения слов, пропусков слогов и букв, неспо­собности соединять буквы и слоги в слова до полной утраты способности писотъ).

Агрессия (от лат. aggredior — наподою) — индивидуальное или коллективное поведение, на­правленное но нанесение физического или психологического ущерба вплоть до уничтоже­ния других людей. Сопровождается эмоциональными состояниями гнево, врождебности, не­нависти и пр.

Адоптация (от лат, adapto — приспособляю) — 1) приспособление строения и функций орга­низма к условиям среды; 2) постоянный процесс и результат октивнаго приспособления индивида к условиям социальной среды. Основные типы адоптационного процесса — хо- роктеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду и опреде­ляющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентоций группы — формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида.

Активность — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика кок ис-, точник преобразования или лоддержония ими жизненно значимых связей с окружающие миром; А. личности — способность человека производить лреоброзовония в окружаю­щем мире на основе присвоения материальной и духовной культуры, проявляющаяся a творчестве, волевых актах, общении.

Акцентуоции хорактера — понятие, введенное К. Леонгордом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт хорактера и их сочетаний, представляющую крайние вари­анты нормы, гроничащие с психопотиями.

Альтруизм (от лот. alter — другой) — система ценностных ориентоций личности, когда цент- рольным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого челове­ко или социальной общности.

Психология: Споворь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошввского. — 2-е изд., испр. і доп. — М., 1990.


Анализатор — нервный аппарот, анолизирующий и синтезирующий роздражители, исходя­щие из внешней и внутренней сред организма. Састаит из трех частей: 1) периферичес­кого отдела — рецептаров, преобразующих определенный вид энергии в нервный процесс; 2) проводящих путей — офферентных (передают возникшее в рецелторе возбуждение в вышележащие центры нервной системы) и эфферентных (ла ним имлульсы из вышележащих центрав передаются к нижним уровням А.); 3) каркавых проекционных зон. В зависимос­ти от вида чувствительности рлзличоют А. зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный и др.

Андрогиния (от лот. — мужской н Женский) — ланятие, введенное для обозначения людей, успешна сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психо­логические качества. Установлена, что мужские (маскулинные) и женские (фемининные) каче­ство являются независимыми характеристиками (ранее считалось, чта они линейно взаимо­связаны). На этом принципе построено большинство тестов, определяющих фемининность, москулинность и А. На основании этих тестов каждый человек независимо от попа может быть отнесен к одной из четырех групп: 1) маскулинным индивидам (с выроженными муж­скими качествами); 2) фемининным индивидам (с выраженными женскими качествами); 3) ан — драгинам (людям, сочетающим в себе женские и мужские черты); 4) людям с неопределен­ной половой идентичностью. А. является важной психологической хороктеристикай человека, определяющей его способность менять свое поведение в зависимости от ситуа­ции; помогает в достижении услехав в различных сферах жизнедеятельности.

Апатия (от греч. — бесстрастность) — состояние, характеризующееся эмоционольной пас­сивностью, безразличием, упрощением чувств, ровноДушием, ослаблением побуждений и интересов. Формируется в результате длительно протекающего расстройства психики, воз­никает лри некоторых поражениях головного мозга либо является следствием продолжи­тельного соматического заболевания.

Архетип (от греч. — первообраз) — способ связи образов, переходящих из поколения в по­коление. Термин ввел К. Юнг. А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, скрытые в коллективном бессознотельном, общем для всего человечества. Они на­следуются подобно тому, как наследуется строение тела. А. структурируют понимание миро, себя и других людей; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему един­ству человеческой культуры.

Асимметрия функциональная головного мозга (от греч. — несоразмерность) — хорок­тер истика распределения психических функций между левым и правым палушориями. Функ­ция левого полушария — оперирование вербольно-знаковой информоцией, чтение и счет, правого — оперирование аброзоми, ориентоция в пространстве, различение музыкальных тонов и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), проДуцировоние сновидений. Основное розличие между полушориями определяется не столько особенностями используемого материала (вербольного или образного), скапька спо­собами его организации, т. е. тилам мышления. Лево полушорное мышление является диск­ретным (прерывистым, последовательным) и аналитическим, а праволалушарное — симультон — ным (одновременным) и синтетическим. Оба полушория функционируют во взаимосвязи, внося специфику в работу мозга. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево — или правополушарного мышления, что во многом оп­ределяет психологические особенности субъекта.

Ассоциация (от лат. assacia — соединяю) — связь между психическими явлениями, при кото­рой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление Другого.


Астения (от греч. — бессилие, слабость) — нерано-психическая слабость, проявляющаяся в по­вышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней не­устойчивости настроения, нарушении сна. Возникает в результате различных забалевоний, а также при чрезмерных умственных и физических перенапряжениях, длительных отрица­тельных переживаниях и конфликтах.

Астрология (от греч. — звезда и учение) — древнее учение о влиянии небесных тел на зем­ную жизнь, в том числе на судьбу и поведение человека С А. тесно связана хиромантия. А. использоволи халдеи, ассирийцы, египтяне, греки, арабы. Долгое время А. была достояни­ем узкою круга посвященных. Позднее разделилась на экзотерическую, доступную массам, и эзотерическую, ключи от которой сохранялись в тайне и частично утеряны. Высокого разви­тия А. достигла в Древнем Китае и Древней Индии. В Европе А. распространилась в сред­ние века в виде одной из модификаций индийской А., которая считается традиционной. А. представляет сабой внутренне пагичную систему, опирающуюся на древнюю идею о тож­дестве и взаимосвязи макрокосма и микрокосма. В основе А. лежит несколько базовых принципов: принцип цикличности, отражающий фазы развития объектов; принцип резонан — сов, отражающий закономерности развития взаимодействия различных циклов.

Атрибуция (от лот. attributio — приписывать, наделять) — приписывание социольным объек­там (человеку, группе, общности) характеристик, не представленных в пале восприятия. Не­обходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблю­дение, недостаточна для взаимодействия с социольным окружением и нуждается в "достраивании". Основным способам такого "достраивания" не посредствен на восприни­маемой информации и явпяется А.

Аффект ( от лат. affectus — страсть) — сильное и относительно кратковременное эмоционоль — нае состояние, связонное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоя­тельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и измене­ниями в функциях внутренних органов. В основе А. лежит переживаемое человекам состояние внутреннего конфликте.

Беседа (в психологии) — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Бессознательное — совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во впиянии которых субъект не отдает себе отчета. Б. выра­жается в первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, непро­извольном запоминании и т. д. Различают четыре класса проявлений Б.: ]) надсоэнотель — ные явления; 2) неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и установки), обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим; 3) неосознаваемые ре­гуляторы способов выполнения деятельности (стереотипы автоматизированного поведе­ния); 4) проявления субсенсорного восприятия.

Биогенетический закон (в психологии) (от греч. — жизнь и происхождение) — перенесе­ние на психическое развитие ребенка соотношения, установленного немецкими естество­испытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем между онтогенезом (индивидуальным развити­ем органиэмо) и филогенезом (историческим развитием организмов). Утверждается, что в онтогенезе детскай психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического розвития человечества.

Биографические методы (от греч. — жизнь и пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектиравания жизненного пути личности. Использование Б. м. предполагает получение информации, источникоми которой являются автобиографические методики (опрос­ники, интервью, тесты, овтобиогрофии), свидетельство очевидцев (опрос близких людей, воспо­минания коллег), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников, писем и др.).

Зиоритмы психической активности человека — периодическое чередование состоя­ния нопряжения и росслобления в психической деятельности человека. Раэличоются Б. вне­шние, проявление которых связоно с цикличностью солнечной октивности (11,5 лет), сменой времен года, суток и т. д., и внутренние, детерминирующие состояния активности и расслаб­ления человека. Особую значимость имеет суточный биоритм, влияющий на периоды наи­большей работоспособности и утомляемости: максимальная активность — утром (8— 12 часов), минимум — в средине дня (12—16 часов), второй максимум — в вечернее время (16—2 часа) и наиболее выраженный минимум — ночью (2-8 часов). Чередование максиму­ма—минимума октивности согласуется с активностью симпатико-одреналовой системы (САС). Подъем активности в утреннее и вечернее время соответствует увеличению выделе­ния гормонов адренолина (А) и норадреналина (НА). Такая жесткая зависимость активных и инактивных компонентов психической деятельности человека ат внутренних биохимических процессов требует четкого соответствия между внутренними биоритмами и внешней орга­низацией жизнедеятельности. Если это соответствие нарушается, то частым следствием явля­ются различные заболевания нервной системы (нарушения сна, неврозы и т. п.).

»иотипы человека — одна из разновидностей типологии человеко, выделяемая по нейро­гуморальному основанию и базирующаяся на особенности реагирования симпатико-ад- реналавой системы (САС) человека на воздействия среды, что внешне проявляется в опре­деленных особенностях поведения. Различают три Б. ч: 1) А-тип (адреналовый); 2) НА-тип (норадреналавый); 3) А + НА-тип (смешанный). Определяются Б. ч. с помощью специаль­ного метода "адренограммы" (В. Васильев). Суть метода састаит в определении с помо­щью функциональных проб выделяемых организмам гармонав адреналина (А) и нар — адреналина (НА) в различное время суток. Установлена, чта представители А-типа характеризуются повышенной тревожностью, обостренным чувствам ответственности, се­рьезным отношением к делу. Обычно эти люди не умеют отдыхать, поскольку их постоянна одолевают сомнения и неудовлетворенность. Избыточные, неадекватные нервные нагруз­ки часта привадят к сердечно-сосудистым забопеваниям. Среди мужчин А-тип достигает 37,В %, среди женщин — 30,1 %. Представители НА-типо хороктеризуются повышенной внутренней напряженностью. Это в основном замкнутые, немногословные люди, очень се­рьезные, скрытные и властные. Их достоинство — целеустремленность, способность доби­ваться высоких резупьтатов в своей деятельности, преодопевая трудности и препятствия. Однако еспи достижение честолюбивых планов переходит в сомоцель, в случае неудачи они могут чрезмерно фиксироваться на своих неприятных переживаниях. Подавленные эмоции и подозрительность чосто приводят к нервным срывам, сердечно-сосудистым забо­леваниям. Среди мужчин НА-тип составляет 17,0 %, среди женщин — 26,1 %. Предста­вители А + НА-типа (смешоннаго) характеризуются повышенной эмоционольностью и по­стоянными колебаниями настроения. Такие люди ортистичны, стремятся быть на виду, привлекать к себе внимоние. Им свойственно богатое воображение, тонкость чувств, спо­собность к сопереживанию. От неприятностей они нередка убегоют в болезнь. Среди мужчин А + НА-тип составляет 34,2 %, среди женщин — 22,В %. Наиболее ярко биотипи­ческие особенности поведения людей проявляются в различных экстремальных условиях.

Аохновение — состояние своеобразного напряжения и подъемо Духовных сил, творческо­го волнения человека, характеризующееся повышенной общей октивностью, продуктивно­стью его деятельности, переживанием эмоционального погружения в творчества. В. явля­ется, как правило, результатом предварительного напряженного труда.

Вера (в психологии) — особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговороч­ном принятии человеком каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут в дальнейшем стать основой его "Я", оп­ределять некоторые из его поступков, суждений, нарм поведения и отношений. В. всегда является результатом предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира.

Вербальный (от пат. verbum — слово) — термин, применяемый в психологии для обозначе­ния форм знакового материала, а также процессов оперирования этим материалом. Вер­бальному мотериалу противопоставляется невербальный (геометрические фигуры, рисун­ки, фотографии, предметы и т. д.). В зависимости от используемого материала роэличают общение В. (словесное) и невербальное (например, жестовое).

Взаимодействие (в психологии) — процесс непосредственного или опосредованного воздей­ствия объектов (субъектов) друг на друга, парождоющий их взаимную обусловленность и связь.

Влечение — психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную ипи недостаточна осознанную потребность субъекта.

Влияние (в психологии) — процесс и результат изменения индивидом другого человека, его ус­тановок, намерений, представлений, оценок в процессе взаимодействия с ним.

Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком — либо реальном или идеольном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).

Внушаемость — характеристика индивида, определяющая степень восприимчивости к вну­шению; субъективная готовность подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. К свойствам личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся неуверен­ность в себе, низкая самооценка, чувство неполноценности, робость, стеснительность, экстра — вертировонность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности. Противоположное В. свойство — критичность.

Возбуждение — свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на роздра — жение. Для нервной системы В. — основная функция. В. — это носитель информации о свойствах, поступающих извне раздражений и вместе с торможением является регулято­ром активности всех органов и систем оргонизмо. Индивидуальные особенности процес­сов В. и торможения определяют тип высшей нервной деятельности.

Возраст (в психологии) — котегария, служощоя для обозначения временных хороктеристик ин­дивидуального розвития. Принята следующая периодизация В.: младенчество (от рожде­ния да 1 гадо); преддошкольное детства (1-3 годо); дошкольное детство (3-6 лет); млад­ший школьный возрост (6-10 лет); подростковый вазрост (10—15 лет); юность: первый период (сторший шкальный возрост 15—17 лет), второй период (17-21 год); зрелый ваз­рост: первый период (21-35 лет), второй период (35-60 лет); пожилой возрост (60- 75 лет); старческий возрост (75-90 лет); долгожители (90 лет и старше).

Возрастная психология — отросль психологической ноуки, изучающоя закономерности этопов психического розвития и формирования личности но протяжении онтогенеза чело­веко от рождения до сторости. Розделы В. п. — детская психология, психология юности, ПСИХОЛОГИЯ Зрелого ВОЗрОСТО, геронтопсихология. • iSiU


Іоля — способность человека, проявляющаяся в сомодетерминации и соморегуляции им сва­ей деятельности и розничных психических процессов. Формируется и раэвивоется под воз­действием контроля эо поведением человеко со стороны общество, а токже самоконтро­ля личности. Роэвитие этой способности свяэоно с переходом от внешних способов изменения смысло действия к внутренним. Соображение — способность аброэно соэдовоть или вассоздавоть что-либо в мыслях, со — знонии; психический оспект, позволяющий индивиду представить реэультот тру до до его но — чоло, что ориентирует человека в процессе деятельности. В представлении ожидоемого ре­зультата деятельности с помощью В. состоит коренное отличие человеческого ТруДО от инстинктивного поведения животных. Механизм В. состоит в преобразовании представле­ний, создании новых образов но основе имеющихся. <оспоминание — извлечение из долговременной помяти образов прошлого, мысленно ло­кализуемых во времени и пространстве, осприятие — целостное отрожение предметов, ситуоций и событий, возникоющее при не­посредственном воздействии физических раздрожителей но оргоны чувств. Вместе с про­цессами ощущения В. абеспечивоет непосредственно-чувственную ориентировку в окру­жающем мире.

Ыраэительные движения — внешнее вырожение психических состояний, особенно эма- ционольных, проявляющееся в мимике (В. д. мышц лица), понтамимике (В. д. тела) и "вокаль­ной* мимике — динамической стороне речи (интоноция, тембр, ритм голосо). В. д. чосто со­провождаются изменениями пульса, дыхания, функционирования эндокринных желез и т. д. Будучи октам общения В. д. преврощоются в средства более или менее сознательного воздействия на людей.

Гниальность (от пот. genius— дух) — высший уровень развития способностей (как общих, ток и специальных). О наличии Г. можно говорить лишь в случое достижения личностью таких результатов деятельности, которые составляют эпоху в жизни общество, в развитии культуры.

І ноти п (от греч. — происхождение и формо, образец) — генетическоя конституция, совокуп­ность генав организма, полученная им от родителей. В человеческой популяции единствен­ные люди, имеющие идентичные генотипы, — монозигатные (однояйцевые) близнецы. >афОлОгия (ат греч. — пишу и учение) — учение а почерке как разновидности выразитель­ных движений, отражающих психологические свойство и психические состояния пишущего. Идея о связи пачерко с душевными кочествоми человеко восходит к онтичности (Аристо­тель, Теофрост и др.). Ва второй половине XIX в. термин Г. ввел оббот Мишон (Франция). Наиболее достоверна установлена зовисимость пачерко ат эмоцианольного состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности исполнителя тексто. От­дельные приемы графологического онолиза в сочетании с другими методоми применяют в исследованиях па дифференциальной психологии и психофизиологии. При некоторых психических заболеваниях почерк бальных приобретает специфические признаки. Напри­мер, почерк бальных шизофренией нередка отличается вычурностью, норочитай стилизо­ванностью, в силу чего изучение почерко мажет иметь диагностическое зночение в клини­ке. В криминолистике пачерк изучается с целью выявления признаков, позволяющих решоть идентификационные зодочи, т. е. путем сравнения с оброзцоми почерка решоть вопрос о принадлежности текста конкретному исполнителю (судебное почерковедение), зижения непроизвольные — импульсивные или рефлекторные двигательные окты, осу­ществляемые без контроля сознания. Магут носить хорактер одаптивный (например, ми­гание, отдергивоние руки при бали и т. п.) и неодоптивный (нопример, хоатичные движения при помрочении сазнония).

Движения произвольные — внешние и внутренние телесные окты (процессы), сознатель­но регулируемые субъектам на основе имеющейся у нега потребности в достижении цепи. Могут быть выполнены кок посредством скепетнай мускулотуры внешних оргонав тепа, ре­ализующих простронственные движения, так и гладкой мускулотурой внутренних аргонав (нопример, кровеносных сосудов), реолизующих вегетотивные функции.

Действие — единицо деятельности; праизвальноя преднамеренноя опосредавонноя актив­ность, ноправпенная на достижение асозновоемай цели. Понятие Д. как единицу онопи — за и предмет исследования испопьзуют при изучении Д. перцептивных, исполнительных, мне — мических, умственных, творческих и др.

Депрессия (ат пот. deprima — подавляю) — аффективное состояние, хороктеризующееся отрицотельным эмоциональным фанам, изменением мативацианнай сферы, когнитивных представлений (связанных с познонием) и общей поссивностью поведения. Розличают а., функциональные состояния Д., возможные у здоровых людей, и патологическую Д. — один

Из основных психиатрических синдромов.

Детерминизм (в психологии) (ат лот. determine — определяю) — зокономерноя и необходи­мая зовисимасть психических явлений от порождающих их фоктаров. Основной принцип объяснения психики чеповеко состоит в том, что, изменяя реальный, независимый от созна­ния окружающий мир своей предметной деятельностью, ее Субъект изменяется сам. Бпо — гадоря этому порождается и "внешнее" (продукты мотериольной и духовной культуры, в ко­торых воплощоются сущностные силы человека), и "внутреннее" (сущностные силы человеко, формирующиеся в процессе их объективации в этих проДуктох).

Деятельность — диномическоя системо взоимадействия субъекто с мирам, в процессе кото­рого вазникоет и воплощается в объекте психический образ, о токже реолизуются опос­редованные им отношения субъекто в предметной действительности. В кочестве абъяс — ‘ нительнага принципа психики котегарию Д. используют при изучении различных облостей

Психической реальности (психалагия позновотельных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и построении розличных отрослей психологии (об­щая, сациольная, вазростноя, педогагическоя, зоопсихология и пр.).

Диагноз психологический (от греч. — рослозноние) — конечный реэультот деятельности специолисто, направленный на описоние и выяснение сущности индивидуопьно-психопоги — ческих особенностей личности с целью оценки их октуального состояния, прагнозо дальней­шего розвития и розроботки рекомендаций, определяемых зодочей психодиагностическо­го обспедовония.

Диалог — попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считоется и ответ в виде действия, жесто, мопчония) двух и более пюдей.

Динамичность нервной системы (от греч. — сило) — свойство нервной системы, харак­теризующееся легкостью возникновения возбуждения и торможения в ходе выроботки ус­ловных рефлексов. От Д. н. с. зовисят скорость и успешность первичного приспособления индивидо к новым условиям.

Дисфория— пониженное ностроение с роз Дрож ител ьностью, озлобленностью, мрочностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к вспышком аг­рессии.


Дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ — отроспь ПСИХОЛОГИИ, ИЗуЧОЮЩОЯ психологические роэличия кок между индивидами, ток и между группоми людей, причины и последствия этих розличий.

Доминанта (от лот. dominans — господствующий) — временно господствующая рефлектор — ноя системо, обусловпивоющая работу нервных центров е донный момент и тем сомым придающоя поведению определенную направленность.

Дружба — вид устойчивых, индивидуопьно-иэбиротельных отношений, ХОрОКтерИЭуЮщИЙСЯ вэоимной привязанностью их учостников, вэоимными ожидониями ответных чувств и пред­почтительности.

Духовность — обоэночает индивидуальную выроженность в системе мотивов личности двух фундоментольных потребностей: идеопьной потребности поэнония и социольной потреб­ности жить "для других".

Душа — 1) немотериольное, независимое от тепо животворящее и позноющее ночало; 2) си­ноним слова "психико*.

Желание — отрожоющее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо облодать или что-либо осуществить.

Жизненный путь — ноиболее широкое общеноучное понятие, описывающее прогресс ин­дивидуального розвития чеповеко от рождения до смерти.

Зависть — проявление мотивоции достижения, при которой чьи-либо реольные или вообро — жаемые преимущества в приобретении коких-либо блог воспринимаются субъектом кок угрозо ценности "Я" и сопровождаются оффективными переживониями и действиями. Пси­хологической основой 3. является несформировонное у индивидо нравственное чувство гумонности (отношение К Другому кок к себе) и отсутствие родости зо его успехи. 3. дест­руктивно влияет но личность зовидующего, приводит к розвитию у него невротической симптомотики.

Задатки — врожденные онотомо-физиологические особенности нервной системы, мозго, со­ставляющие природную основу розвития способностей.

Здровый смысл — совокупность общепринятых, часто неосозновоемых способов объяснения и оценки ноблюдоемых явлений внешнего и внутреннего миро; суммо зночимых, необходимых кождому человеку в его повседневной жизни фрогментов исторически доступного опыто.

Знак — предмет (явление), служощий представителем другого предмето, явления, процессо. В психологии изучоют 3. общения, прежде всего естественные (в отличие от искусствен­ных — математических, острономических и т. д.), в том чиспе язык.

Игра — формо деятельности в условных ситуоциях, нопровленной но воссоздоние и усвоение общественного опыто, фиксированного в социопьно закрепленных способох осуществления предметных действий, в предметох ноуки и культуры.

Идеомоторный акт — переход представления о движении мышц в реольное выполнение этого движения.

Индивид (от лот. individuum — неделимое) — 1) человек кок единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического розвития, единство врожденного и приоб­ретенного; 2) отдельный представитель человеческой общности. Ноибопее общие хорок- теристики И.: целостность психофизиологической оргонизоции, устойчивость во взоимодей — ствии с окружоющим миром, октивность.

Индивидуальность — человек, хороктеризуемый со стороны своих ссциольно зночим отличий от других людей; своеоброзие психики и личности индивидо, ее неповторимое И. проявляется в чертох темпероменто, хороктеро, специфике интересов, кочествох инт лекто, потребностей и способностей индивидо. Предпосылкой формирования И. служ онотомо-физиологические зодотки, которые преоброзуются в процессе вдепитония, поро доя широкую вориотивность проявлений И.

Индивидуальный стиль деятельности — устой чи воя индивидуольно-специфическоя с стемо психологических средств, приемов, новыков, методов, способов выполнения той ил иной деятельности.

Инстинкт (от лот. instinctus — побуждение) — совокупность врожденных компонентов пов€ дения и психики животных и человеко. Термин "инстинктивное" употребляется кок синони. понятий "генетически фиксированное", "наследственно э окреп ленное", ‘врожденное" пов« дение, действие и т. п.

Интеллект (от лот. intellectus — розумение, понимоние, постижение) — относительно устойч^ воя структуро умственных способностей индивидо.

Интеллигентность (от лот. intelligens — понимоющий, мыслящий) — совокупность личность, кочеств индивидо, отвечоющих социольным ожидониям, предъявляемым передовой чосты общество преимущественно к лицом, зонятым умственным трудом и творчеством, в боле широком оспекте — к людям, которые считоются носителями культуры

Интерес — формо проявления поэновотельной потребности, обеспечнвоющоя нопровлен ность личности но осозноние целей деятельности и тем сомым способствующая ориенті — ровке, ознакомлению с новыми фоктоми, более полному и глубокому спрожению действа тельности. Субъективно И. обноруживоется в эмоционольном тоне, который приобретое процесс познония, во внимонии к объекту И. Удовлетворение И. не вецет к его угосоник И. в диномике своего розвития может преврощоться в склонность кок проявление потреб ности в осуществлении деятельности, вызывоющей И.

Интериориэоция (от лот. interior — внутренний)— формирование внутренних структур чё ловеческой психики блогодоря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Интуиция (от лот. intueor — пристопьно, внимотельно смотрю) — зноние, возникоющее бє осознония путей и условий его получения. И. троктуется и кок специфическая способносі (нопример, художественная или ноучноя И.), и кок "целостное ахвотыеоние* условий прс блемной ситуоции (чувственноя И., интеллектуольноя И.), и кок механизм творческой деі тельности (творческоя И.).

Ипохондрия — состояние чрезмерного внимония к своему здоровью, страх перед неизле чимыми болезнями (нопример, концерофобия, кордиофобия и др.). Наблюдоется при некс торых невротических состояниях, психопотиях и окцентуоциях хороктерс.

Коммуникация (от лот. communico — делою общим, связывою, общонхь] — смысловой oi пект социольного взоимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осущесп ляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, — оно включоет (не ряду с физическим) коммуникотивный оспект. По типу отношений «ежду учостником розличоют К. межличностную, публичную, моссовую; по средством К.: речевую (лисьменнуї и устную), поролингвистическую (жест, мимико, мелодия), вещественно-знаковую (продукт производство, изобразительного искусство и т. д.).

Конфликт (от лот. conflictus — столкновение) — столкновение противогкзиажно нопровле ных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взоимавействия.

[онформность (от лот. conformis — подобный, сооброзный) — подотливость человеко реоль — ному или вооброжоемому довлению группы, проявляющояся в изменении его поведения и устоновок в соответствии с первоночольно не розделявшейся им позицией большинство.

Іживость — индивидуольно-психологическоя особенность, вырожоющояся в сознотельном искожении действительного положения вещей, стремлении создоть непровильное впечот — ление о фоктох и событиях.

Іидер (от онгл. leader — вести, руководить} — член группы, зо которым оно призноет прово принимоть ответственные решения в зночимых для нее ситуоциях, т. е. ноиболее овтори — тетноя личность, реольно игроющоя центрольную роль в оргонизоции совместной дея­тельности и регулировонии взоимоотношений в группе,

Іичность — 1) индивид кок субъект социольных отношений и сознотельной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное кочество индиви — до, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Іоколизоция психических функций — отнесение высших психических функций к конк­ретным мозговым структуром.

Іюбовь — высокоя степень эмоционольно положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещоющего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекто.

Іоскулинность и фемининность (от лот. — мужской и женский) — нормотивные пред­ставления о сомотических, психических и поведенческих свойстаох, хороктерных для муж­чин и женщин.

1ежличностные отношения — субъективно переживоемые взоимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в хороктере и способох взоимных влияний, окозывоемых людь­ми друг но друго в процессе совместной деятельности и общения.

Іозг — центрольный отдел нервной системы человеко и животных, гловный оргон психики. Анотомически розличоют М. спинной и головной. Головной М. состоит из стволо и боль­шого (конечного) М., который розделяется но дво полушория: провое и левое. Полушория покрыты слоем серого вещество — коры головного мозго. Основную моссу полушорий состовляют подкорковые ядро, о также подкорковое белое вещество. В головном М. че­ловеко имеются три основных блоко: 1) блок тонусо коры (энергетический блок М.), источ — никоми которого являются кок приток информоции из внешнего миро, ток и импульсы из внутренней среды; 2) блок приема, перероботки и хронения информоции, который вклю — чоет оппороты, расположенные в зодних отделох коры головного М. (зрительноя, слуховоя, токтильноя информоция); 3} блок программирования, регуляции и контроля деятельности, который включоет олпороты, расположенные в передних отделох больших полушорий.

Іотив (от лот. moveo — привожу в движение, толкою) — побуждения к деятельности, связон — ные с удовлетворением потребностей субъекто; совокупность внешних или внутренних ус­ловий, вызывоющих октивность субъекто и определяющих ее нопровленность (мотивоция).

(ужество — личностное кочество, вырожоющееся в способности действовать решительно и целесообразно в сложной опосной обстоновке, контролировать импульсивные порывы, преодопевоть возможное чувство строхо и неуверенности, в умении мобилизовоть все силы но достижение цели.

Кысль — основноя единицо мышления, в которой вырожоется прогресс понимония окружа­ющего миро, других людей и себя.


Мышление — процесс позновотельной деятельности индивидо, хороктеризующийся обоЕ щенным и опосредовонным отрожением действительности. Розличоют М. словесно-лоп ческое, ноглядно-оброзное и ноглядно-действенное. Выделяют токже М. теоретическое проктическое, логическое и интуитивное, продуктивное и репродуктивное, непроизвольнс и произвольное. Мыспительноя деятельность побуждоется мотивоми, которые являются ь только условиями ее розвертывония, но и фоктороми, влияющими но ее продуктивность. Ці глядно-действенное, ноглядно-оброзное и словесно-логическое М. — поспедовотельнь стодии онтогенетического роз вити я М.

Ноблюдотельность — способность человеко, проявляющояся в умении подмечоть сущ« ственные, хороктерные, в том числе и молозометные, свойство предметов и явлени Н. предпологоет любознотельность, пытливость и приобретоется жизненным опытом.

Ноблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследовония, о стоящий в предномеренном, системотическом и целенопровленном восприятии психическі явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и оты кония смыспо этих явлений, который непосредственно не дон.

Новык — действие, сформировонное путем повторения, хороктеризующееся высокой степ нью освоения и отсутствием поэлементной сознотельной регуляции и контроля. Розлич« ют Н. перцептивные (чувственные), интелпектуольные и двиготельные.

Надсознотельное — не поддоющийся индивидуольному сознотельно-волевому контрол уровень психической октивности личности при решении творческих зодоч. Понятие Н. позволяет розгроничить две формы неосозновоемой психической октивности: зовис щую от уже зопечотленной в мозгу информоции (детерминоция прошлым) — бвссознотел ное; устремленную но созидоние того, чего никогдо не было в личном и коллективном оп те (детерминоция потребным будущим) — Н.

Номерение — сознотельное стремление зовершить действие в соответствии с номеченнс прогроммой, нопровленной но достижение предпологоемого результото.

Нопровленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятег ность личности и относительно незовисимых от ноличных ситуоций. Н. л. хороктеризует ее интересоми, склонностями, убеждениями, идеоломи, в которых вырожоется мировоззр ние человеко.

Нопряжеиность психическоя — психическое состояние, обусловленное предвосхищен ем неблагоприятного для субъекто розвития событий.

Ностойчивость — волевое кочество, нопровленное но то, чтобы неуклонно, вопреки тр> ностям и препятствиям, добивоться осуществления цели.

Ностроение — сровнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренні или слобой интенсивности, проявляющиеся в кочестве положительного или отрицотельн го эмоционольного фоно психической жизни индивидо.

Неврозы — группо ноибопее роспростроненных нервно-психических росстройств, психогє ных по природе, в основе которых лежит непродуктивно и нероционольно розрешоем» противоречие между личностью и зночимыми для нее сторономи деятельности, сопрово доемое возникновением болезненно-тягостных переживоний неудочи, неудовлетворения г требностей, недостижимости жизненных цепей, невосполнимости потери и т. д.

Невротизм — состояние, хороктеризующееся эмоционольной неустойчивостью, тревогой, ни ким сомоувожением, вегетотивными росстройствоми. Н. не следует отождествлять с н врозоми, ток кок невротические синдромы может обноруживоть и здоровый человек.

Ченовисть — стойкое октивное отрицотельное чувство человеко, нопровпенное но явления, противоречощие его потребностям, убеждениям, ценностям.

Червноя системо — совокупность нервных оброзовоний у животных и человеко, с помощью которых осуществляется восприятие действующих но оргонизм роздрожителей, оброботко возникоющих при этом импульсов возбуждения, формировоние ответных реокций. Блогодоря Н. с. обеспечивоется функционировоние организмо кок единого целого. Н. с. вклю — чоет центрольную (головной и спинной мозг), периферическую (чувствительные и двиготельные нервы, рецепторы) и вегетотивную Н. с. (обслуживоет мышцы внутренних оргонов и железы).

Эброэ — субъективноя кортино миро или его фрогментов, включоющоя сомого субъекто, Дру­гих людей, простронственное окружение и временную последовотельность событий. В пси­хологии понятие О. связывоется преимущественно с перцептивными (см. Восприятие) формо — ми знония.

)бщоя психология — теоретические и экспериментальные исспедовония, выявляющие нои- более общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психо­логии, ее основные понятия и котегориольный строй. Фундоментольноя осново розвития всех отросяей психологической ноуки.

Эбщение — сложный, многоплановый процесс установления и розвития контоктов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включоющий в себя обмен информацией, выроботку единой стратегии взоимодействия, восприятие и понима­ние другого человеко.

>бъект — фрогмент реальности, но которую нопровлено октивность взоимосвязонного с ней субъекто.

>быденное соэноние — совокупность представлений, зноний, установок и стереотипов, ос- новывоющихся но непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в со­циальной общности, которой они принодлежот.

>доренность — совокупность зодотков, природных донных, хороктеристико степени выро — женности и своеоброзия природных предпосылок способностей.

>НО (Ид) — один из компонентов структуры личности в психоонолизе. Предстовляет собой локолизовонное в бессознотепьном средоточие инстинктивных побуждений — сексуольных либо огрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению незовисимо от отношения субъекто к внешней реопьности, О. ирроционольно и поэтому ноходится в онтогонизме со Сверх-Я (Супер-Эго), включоющем морольные стондорты и зопреты.

Онтогенез (от греч. — сущее и происхождение) — процесс розвития индивидуального орта — низмо. В психологии — формировоние основных структур психики индивидо.

>ргоны чувств — нервные устройство, служощие приемникоми сигнолов, информирующих об изменениях в окружоющей субъекто среде и в его организме (см. Ощущение). Принято розличоть пять внешних чувствительных систем: зрение, слух, обоняние, вкус, кожную чувстви­тельность. Фоктически имеется значительно большее их количество.

Игбор психологический — принятие решения о пригодности кондидотов к учебной или профессиональной деятельности с учетом результотов психологических и психофизиологи­ческих испытоний.

Трожение — всеобщее свойство мотерии, зоключоющееся в способности объектов воспро­изводить с розничной степенью одеквотности призноки, структурные хороктеристики и от­ношения других объектов.

Ощущение — отрожение свойств предметов объективного миро, возникоющее при их н посредственном воздействии но рецепторы. Многооброзие О. отоброжоет кочественно многооброзие окружоющего миро. Клоссифицируют О. но розных основониях. Широк росп ростро не но розделение О. по модольности, в связи с чем розличоют О. зрительны слуховые, осязотельные и др.

Помять — процессы оргонизоции и сохронения прошлого опыто, позволяющие его повто ное использовоние в деятельности или возврощение в сферу сознония. Розличоют П. м торную, эмоционольную, оброзную, словесно-логичвскую.

Поропсихология (от греч. — возле, около) — обозночение гипотез и представлений, отн сящихся к психическим явлениям, объяснение которых не имеет строго ноучного обоснов ния и к которым относят прежде всего экстросенсорное восприятие, т. е. прием информ ции человеком, не связонный с функционировонием известных современной ноуке оргон чувств (телепотия, ясновидение и пр.).

Поведение — присущее живым существом взоимодействие с окружоющей средой, опоср довонное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) октивностью.

Пол — совокупность контростирующих генеротивных призноков особей одного видо; ком леке сомотических, социокультурных и поведенческих хороктеристж, обеспечи воющих инд виду личный, социольный и прововой стотус мужчины и женщины.

Понятие — одно из логических форм мышления, высший уровень обобщения, хороктерный дл словесно-логического мышления.

Потребность — состояние индивидо, создовоемое испытывоемой им нуждой в объектох, нео ходимых для его существовония и розвития, и выступоющее источником его активности. П. ч ловеко обусловлены процессом его воспитония, т. е. приобщения к миру человеческой кул туры, представленной кок предметно (мотериольные П.), ток и функционально Духовные П.).

Представления — оброзы предметов, сцен и событий, возникающие но основе их прип минония или же продуктивного вооброжения. В отличие от восприятий, относящихся толь к ностоящему, П. относятся к прошлому и возможному будущему. Чувственно-предметны хороктер П. позволяет клоссифицировоть их по модольности (П. зрительные, слуховые, об нятельные, токтипьные и др.).

Профессиография — технология изучения требований, предъявляемых профессией к личн стным кочеством, психологическим способностям, психолого-физичвским возможностям чеп веко. Используют П. в целях розроботки информационных, диагностических, коррекций ных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечени взоимодействия человеко и профессии.

Психико (от греч. — душевный) — системное свойство высокоорганизованной мотерии, зокп чоющееся в октивном отрожении субъектом объективного миро, в построении субъекто кортины этого миро и соморегуляции но этой основе своего поведения и деятельности.

Психическое состояние — понятие, используемое для условного обозночения в психике и дивидо относительно статического моменто, в отличие от понятия ‘психический процесс подчеркивающего диномические моменты психики, и понятия "психическое свойство, укоз воющее но устойчивость проявлений психики индивидо, их зокрепленность и повторяемо в структуре его личности.

Психоонолиэ (от греч. — душо и расчленение) — нопровление, создонное 3. ФрейДОм и е последователями; совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особе ностей переживоний и действий человеко, обусловленных неосозновоемыми мотивоми.


Психодиогностико (от греч. — душо и способный роспозновоть) — область психологичес­кой ноуки, роз роботы вою що я методы выявления и измерения индивидуольно-психологичес — ких особенностей личности.

Психоз — глубокое росстройство психики, проявляющееся в норушении отрожения реопьного миро, возможности его познония, изменении поведения и отношения к окружоющему.

Психология (от греч. — душо и учение) — ноуко о закономерностях розвития и функциони­рования психики кок особой формы жизнедеятельности.

Психопотия (от греч. — душо и стродоние, болезнь) — потология хороктеро, При которой у субъекто ноблюдоется проктически необротимоя выроженность свойств, препятствующих его одеквотной одоптоции в социольной среде.

Развитие личности — процесс формирования личности кок социального кочество индиви­до в результоте его социолизоции и воспитония.

Рефлекс (от лот. reflexus — отроженный) — олосредовонноя нервной системой зокономер — ноя ответноя реокция оргонизмо но роздрожитель.

Рефлексия (от пот. reflexio — оброщение нозод) — процесс сомопознония субъектом внут­ренних психических октов и состояний.

Рецептор (от пот. receptor — получоющий) — периферическая специопизировонноя чость оно — лизоторо, посредством которой только определенный вид энергии трансформируется в про­цесс нервного возбуждения. Р. делятся но экстероцепторы (дистантные — обонятельные, слу­ховые, зрительные, вкусовые), интероиепторы (сигнолизируют о роздрожителях внутренней среды оргонизмо) и проприоцепторы (сигнолизируют о состоянии двиготельной системы).

Речь — спожившояся исторически в процессе мотериольной преоброзующей деятельности людей формо общения, опосредован ноя языком.

Речь жеставая (от фр. — деяния) — способ межличностного общения людей с помощью си­стемы жестов, хороктеризующихся своеобразными лексическими и громмотическими зако­номерностями.

Ригидность (от лот. rigidus — жесткий, твердый) — зотрудненность (вплоть до полной не­способности) в изменении номеченной субъектом прогроммы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Роль — социольноя функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведе­ния людей в зовисимости от их стотусо или позиции в обществе, в системе межличностных от ноше ний.

Сомоноблюдение — ноблюдение человеко зо внутренним плоном собственной психиче­ской жизни, позволяющее фиксировоть ее проявления (переживония, мысли, чувство и др.).

Сомооценка — оценко личностью себя, своих возможностей, кочеств и место среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является вожным регулятором ее поведения.

Сомочувствие — ощущение физиологической и психологической комфортности внутренне­го состояния. Розличоют С. хорошее, плохое, бодрость, недомогание и др.

Свойство нервной системы — устойчивые особенности нервной системы, влияющие но ин­дивидуальные психологические особенности человеко. Ноиболее общее психологическое проявление С. н. с. — особенности темпероменто человеко. Одноко существуют корре­ляции и с индивидуальными особенностями позновотельных процессов, формирования но — выков и др. Розличоют три основных С. н. е.: силу, подвижность и уровновешенность.

Сензитивность (от лот. — чувство, ощущение) — хороктерологическоя особенность челове ко, проявляющояся в ловышенной чувствительности к происходящим с ним событиям. Обыч но солровождоется повышенной тревожностью, боязнью новых ситуоций, людей, испытании и т. п. Предельно выроженноя С. предстовляет собой одну из форм психопотий.

Сигнольные системы — первоя и второя — способы регуляции поведения живых сущесті в окружоющем мире, свойство которого вое при ни моются головным мозгом в виде сигно лов, либо непосредственно уловливоемых оргономи чувств кок ощущения цвето, звуко, зо похо и др. (первоя С. е.), либо представленных в зноковой системе языко (второя С. с.| При относительном преоблодонии первой С. с. склодывоется художественный тип лично сти, при преоблодонии второй — мыслительный.

Сило нервной системы — одно из основных свойств нервной системы, отрожоющее пре дел роботоспособности клеток коры головного мозго, т. е. их способность выдерживоть не переходя в тормозное состояние, либо очень сильное, либо длительно действующее воз. буждение.

Симпотия (от греч. — влечение, внутреннее росположение) — устойчивое одобрительное эмоционольное отношение человеко к другим людям, их группом или социольным явленк ям, проявляющееся в приветливости, доброжелотельности, восхищении, побуждоющее к об" щению, окозонию внимония, помощи и т. п.

Склонность — избиротельноя нопровленность индивидо но определенную деятельность, по буждоющоя ею зонимоться. Основой С. является глубокоя устойчивоя потребность индн видо в той или иной деятельности. Обычно С. является предпосылкой розвития соответ ствующих способностей.

Сновидения — субъективно переживоемые представления, преимущественно зрительной ма допьности, регулярно возникоющие во время сно.

Совесть — способность личности осуществлять нровственный сомоконтроль, сомостоятельнс формировоть для себя нровственные провило, требовоть от себя их выполнения и сома оценки совершоемых поступков.

Совместимость межличностноя — взоимное приятие портнеров по общению и совмес тной деятельности, основонное но оптимальном сочетонии ценностных ориентоций, соци ольных устоновок, интересов, мотивов, хороктеров, темпераментов и других зночимых дл межличностного взоимодействия индивидуольно~психологических хороктеристик.

Соэноние — высший уровень психического отрожения и соморегуляции, присущий только че ловеку. С. хороктеризуется октивностью, способностью к рефпексии. сомоноблюдению; мс тивоционно-ценностным хороктером; розничной степенью (уровнями) ясности.

Социолиэоция — процесс и результот усвоения и октивного воспроизводство индивидої социального опыто, осуществляемый в общении и деятельности.

Социогенеэ — происхождение, розвитие высших психических функций личности, межличносі ных отношений, обусловленные особенностями социолизоции в розных купьтурох и обще ственно-экономических формоциях.

Способности — индивидуольно-психологические особенности личности, являющиеся услови ем успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. С. тесно связоны с об щей нопровленностью личности, с тем, носколько устойчивы склонности человеко к опре деленной деятельности. Формируются С. но основе задотков.

Стрость — сильное, стойкое, всеохвотывоющее чувство, доминирующее нод другими побужд€ ниями человеко и приводящее к сосредоточению но предмете С. всех его устремлений и си*


Строх — эмоция, возникоющоя в ситуоциях угрозы биологическому или социольному существо — вонию индивидо и нопровленноя но источник действительной или вооброжоемой опос­ности.

Стыд — эмоция, возникоющоя в результоте осознония человеком реольного или мнимого не­соответствия его поступков принятым в обществе и розделяемым им сомим нормом, тре — бовониям мороли.

Субъект (от лот. subjectum — подлежощее) — индивид или группо кок источник лознония и преоброзовония действительности; носитель октивности (см. Деятельности.

Талонт (от греч., букв. — вес, меро. уровень способностей) — высокий уровень розвития спо­собностей. О ноличии Т. следует судить по результотом деятельности человеко, которые должны отличоться принципиальной новизной, оригинальностью подходо, выроженной по­требностью в творчестве.

Творчество — деятельность, результотом которой является создоние новых мотериольных и духовных ценностей. Оно преДпологает ноличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, блогодоря которым создается продукт, атличоющийся новизной, оригинальностью и уникольностью.

Темперомент (от лот. temperomentum — нодлежощее соотношение чостей, сорозмер — ность)— хороктеристико индивидо со стороны его диномических особенностей: интенсив­ности, скорости, темпа, ритмо психических процессов и состояний. Розличоют собственно Т. кок определенное устойчивое сочетоние психодиномических свойств, проявляющихся в де­ятельности и поведении, и его органическую основу. Розличоют четыре основных типичных сочетония свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) в виде четырех типов высшей нервной деятельности: 1) сильный, уравновешенный, подвижный; 2) сильный, уравновешенный, инертный; 3) сильный, неуравновешенный; 4) спобый. Первому типу соот­ветствует Т. сонгвинико, второму — флегмотико, третьему — холерико, четвертому — мелон — холико. Т. относительно устойчив и моло подвержен изменениям, одноко может изменяться в процессе онтогенезо. Т. не хороктеризует содержотельную сторону личности (нопров — ленность, мотивоцию, ценностные ориентоции, мировоззрение) и не определяет непосред­ственно соде ржо тельные черты личности.

Тест (от онгл. test — проверко) — системо зодоний, позволяющих измерить уровень розвития определенного кочество (свойство) личности. Существуют три основные сферы применения Т.: о) оброзовоние; б) профессионольноя подготовко и отбор; в) психологическое консуль­тирование.

Тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы) — совокупность свойств нерв­ной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеоброзия дея­тельности человеко и поведения животных (см. Темперамент).

Торможение — активный, нерозрывно связонный с возбуждением процесс, приводящий к за­держке деятельности нервных центров или робочих органов. В первом случое Т. нозы — воется центрольным, во втором — периферическим.

Тревожность — склонность индивидо к переживонию тревоги, хороктеризующояся низким порогом возникновения реокции тревоги; один из основных порометров индивидуальных розличий. В целом Т. является субъективным проявлением неблогапалучия личности.

Тремор (от лот. tremor— Дрожоние) — непроизвольные ритмические мышечные сокрощения, вы­зывающие колеботепьные движения конечностей, туловищо. Ноиболее чосто ноблюдоется Т. пальцев рук, кистей, головы, век. Т. усиливоется при утомлении, переживонии сильных эмоций.


Ум — обобщенной хороктеристико позновотельных возможностей человеко (в отличие і чував и воли). В более узком смысле — индивидуольно-психологическоя хороктеристиі мыслительных способностей человеко.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечивоемый совокупна тью приобретенных знаний и новыков.

Упрямство — особенность поведения (в устойчивых формох — черто хороктеро) кок дефе волевой сферы индивидо, вырожоющийся в стремлении поступоть по-своему вопреки р зумным советом, доводом, просьбом. У. может вызывоться чувствоми обиды, злобы, гнеь мести.

Устоновко — готовность, предросположенность, возникоющоя при предвосхищении челов ком появления определенного объекто и обеспечивоющоя устойчивый целенапровленні хороктер протекония деятельности по отношению к этому объекту.

Фонотиэм (от лот. fonoticus — жертвенник) — непоколебимоя и отвергоющоя ольтерної вы приверженность иидивидо определенным убеждениям, котороя вырожоется в его д тельности и общении.

Фонтоэия — синоним или продукт вооброжения.

Физиогномико (от греч. — природа и зноющий) — учение о связи между внешним обликг человеко и его принадлежностью к определенному типу личности, блогодоря чему по вн шним призноком можно установить психологические хороктеристики этого типо. Но пр тяжений веков ф. служило предпосылкой многих типологий хороктеров (см. Хороктер логия).

Филогенез (от греч. — род, ппемя и происхождение) — историческое формировоние груп оргонизмов. В психологии Ф. понимоется кок процесс возникновения и исторического рс вития (эволюции) психики и поведения; возникновения и эволюции форм сознония в хо истории человечество.

Фобии (от греч. fobos — строх) — новязчивые неодекватные переживония строхов конкрі ного содержания, охвотывающие субъект в определенной (фобической) обстановке и с провождающиеся вегетотивными дисфункциями (сердцебиение, обильный пот и т. і Ф. встречоются при неврозах и оргонических зоболевониях головного мозго. Различа нозофобии (строх зоболевония — концерофобии, кордиофобии и т. д.), социофобии (стр публичных выступлений, строх покроснеть и т. д.), боязнь пространства (клоустрофобкя боязнь зокрытых помещений, огрофобия — строх открытого пространство) и др.

Френология (от греч. — нров, хороктер и учение) — выдвинутое Ф. Голлем учение о све психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа. Оснаві — идея: кара головного мозга состоит из центров, в каждам из которых локализована с ределенная спасабнасть человека. При сильном развитии этой способности соответсп ющий центр мозга также очень развит, что отражается но конфигурации черепа, позвої составить с помощью специольных измерений френологическую корту. В XX в. Ф. би очень популярна как метод психодиагностики.

Хороктер (от греч. — печоть, чеканко) — совокупность устойчивых индивидуальных особені стей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславлие типичные для нее способы поведения. X. обусловлен общественным бытием личности, воением социального опыта, что порождает типические черты X., определяемые типичес. ми обстоятельствами жизненного пути людей в конкретно-исторических условиях Сре множество черт X. индивидо некоторые являются ведущими, другие — второстепенны!


Обусловленными развитием ведущих свойств. X. проявляется в системе отношений чело­века к окружающей действительности: в отношении к другим людям (общительность — замкнутость, правдивость — лживость); к делу (ответственность — недобросовестность, тру­долюбие — леность); к себе (скромность — самовлюбленность, гордость — приниженность

И т. д.).

Хороктерология — учение о характерах. Важнейшими проблемоми X. являются: 1) установ­ление основных типов характера; 2) ‘опознание" типа характера по его проявлениям в каждом отдельном случае, что делает возможным целостное индивидуально-психалогичес — кае понимание и прогнозирование поведения человеко в определенных ситуациях.

Хиромонтия (от греч. — руко и пророчество) — одно из древнейших учений об индивиду­альных особенностях человеко, чертах его хороктера, пережитых им событиях по кожному рельефу ладоней — папиллярным и особенно флексорным линиям. В истоках X. тесно свя­зана с астрологией. Изучение эмбрионального розвития польцевых узоров в связи с на­следственностью (роботы Пуркине, Уайлдера, Каминса, Мидло) дало толчок к возникнове­нию новой отросли знания — дерматоглифики.

Человек— существо, воплощающее высшую ступень розвития земной жизни, субъект обще­ственно-исторической деятельности. Ч. является системой, в которой физическое и психи­ческое, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Ч. является предме­том изучения рядо наук. Психология изучает в Ч. его психику и ее развитие, его индивидуально-психологические особенности, социальные роли, которые он выполняет в процессе деятельности и общения.

Человеческий фоктор — в широком смысле понятие, используемое в социально-экономи­ческих дисциплинах для характери стики комплекса оказывающих определяющее влияние но эффективность общественного производство факторов, связанных с мотивацией, систе­мой ценностей, материальными и духовными условиями существования человеко.

Черты личности — устойчивые, повторяющиеся в розничных ситуациях особенности пове­дения индивидо. Ноиболее широко исследованы такие Ч. л., кок экстраверсия—интровер- сия, тревожность, ригидность, импульсивность.

Честолюбие — выроженность в личности мотивов достижения первенство, стремление к слове, к поручению наград, к почетному положению в какой-либо области или в сфере де­ятельности. Гипертрофированное Ч. усиливается тщеславием — высокомерным отношени­ем к другим.

Чувство — одно из основных форм переживония человеком своего отношения к предметом и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное зночение предметов в конк­ретных сложившихся условиях, Ч. выделяют явления, имеющие стабильную мотивацианную значимость. Формирование Ч..— необходимое условие розвития человеко кок личности. В процессе формировония личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными тенденциями. Интеллектуальные, практические, эстетические Ч. возникают в единстве с нравственными и обогащаются в связи с ними. Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, о токже исторической изменчивостью.

Эгоизм (от пот ед0 — я) — ценностная ориентоция субъекто, характеризуемая преоблада­нием в его жизнедеятельности корыстных личных интересов и потребностей безотноситель­но к интересом других людей и социальных групп.


Эйфория — повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспе ности, не соответствующее объективным обстоятельством, когда наблюдается мимическс и общее двигательное оживление, психомоторное возбуждение.

Экспрессия (от лат. expressio— выражение) — выразительность; сила проявления чувств, п« реживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств ч« лавека (в мимике, пантомимике, голосе и жестах). Избыточная или недостаточная Э., є неодеквотность конкретной ситуоции может быть источником конфликтов во взоимоотн« шениях людей.

Экстериоризоция (от лот. — норужный, внешний) — процесс порождения внешних действи выскозывоний но основе преоброзовония внутренних структур, сложившихся но осноє интериоризоции внешней социальной деятельности человеко.

Экстроверсия—интроверсия (от лот. — вне или внутрь и поворочивоть, оброщоть) — >• роктеристико индивидуольно-психологических розличий человеко, кройние полюсы которс соответствуют преимущественной нопровленности личности либо но мир внешних объа тов, либо но явления его собственного субъективного миро. Понятие Э.—И. ввел К. Ю для обозночения двух противоположных типов личности.

Эмоции (от лот. emoveo — потрясою, волную) — психическое отрожение в форме непо редственного пристростного переживония жизненного смысло явлений и ситуоций, обу ловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекто. В экстремой ных условиях, когдо субъект не спровляется с возникшей ситуоцией, розвивоются оффект Уровень энергетической мобилизоции оргонизмо, необходимый для осуществления эм ционольных функций, обеспечивоется вегетативной нервной системой в ее взаимоде — ствии со структуроми головного мозга. Э. человеко являются продуктом общественно-и торического розвития. Высший продукт розвития Э. — устойчивые чувство к предмета отвечающим его высшим потребностям.

Эмоционольность — свойство человека, хороктеризующие содержоние, кочество и дином ку его эмоций и чувств. Э. — одна из основных (норяду с активностью) составляющих те пероменто.

Эмпатия (от онгл. empothy— сопереживоние) — постижение эмоционольного состояния, пр никновение в переживония другого человеко. Эмпотическоя способность индивидов рс вивоется, кок провило, с приобретением жизненного опыта.

Язык — системо зноков, спужощоя средством человеческого общения, мыслительной деятег ности, способом вырожения сомосознония личности, передочи от поколения к поколень и хронения информоции. Я. существует и реолизуется через речь.

В астрологии, как и в психологии, существует четыре типа темперамента че­ловека — холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, связанные с четырьмя стихиями. При этом главными носителями функций и качеств человека яв­ляются планеты, которые, находись в знаках Зодиака, связаны с определенны­ми стихиями и формируют эти качества. Из этих планет и слагается выде — ленность стихий и соответственно темперамент человека [4].

У каждого из 12 знаков Зодиака четыре типа правления, которые форми­руют 48 различных темпераментов. В действительности абсолютно чистых типов темпераментов практически не существует, т. е. их неизмеримо больше.

Итак, основными факторами формирования темперамента человека, по аст­рологическим воззрениям, являются следующие:

1. солнечный знак, т. е. Солнце находится в определенном знаке Зодиака (например, человек Овен — это Солнце в Овне);

2. выделенность планеты, связанная с ее присутствием в своей или род­ственной стихии (Огонь — Воздух, Вода — Земля). К стихии Огня от­носятся планеты Солнце, Марс, Юпнтер, к стихии Земли — Венера, Са­турн, Прозерпина, Воздуха — Меркурий, Уран, Хирон, Воды — Луна, Нептун, Плутон;

Иридодиагностика и ее методь

НуМЕрОЛОГИЯ ИМЕНИ

Нумерология опироется но число от 1 до 9, каждое из которых находится под определенным влия­нием [нуль — символ пустоты и не принимается во внимание). Три числа (интимное, наследуемое и экспрессивное) позволяют определить характер:

• интимное число (имя) проявляет черты, которые вы скрываете от других;

• наследуемое число (фамилия) открывоет то, что было передоно семьей;

Posted in ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА: ПОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ ПО ИХ ВНЕШНОСТИ И ПОВЕДЕНИЮ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>