Как рождаются народы

Продолжительность существования одних народов измеряется тысячелети­ями, другие, не окрепнув, гибнут и исчезают. Можно сказать, что одним наро­дам, как и людям, везет больше, другим — меньше. Почему далеко не всем удается оставить существенный след в развитии человечества? В чем причи­на того, что существование одних народов более плодотворно, чем других? [2].

Известно, что ходу исторического процесса присущи определенные зако­номерности, в том числе формирования человеческих этносов. Эту тему много лет исследовал историк, географ и этнолог Л. Гумилев.

Согласно Гумилеву, этнос — это форма проявления биогеохимической энер­гии живого вещества биосферы. Это природао-географическое явление, кото­рое невозможно создать искусственно. Этнос может образоваться в любом ландшафте, распространяться в нем, приспосабливаясь к природным условиям. Оберегая природу, он может очень долго черпать из нее жизненные силы.

Предполагается, что продолжительность жизни этноса, из которого впослед­ствии образуется народ или нация, составляет половину большого цикла сол­нечной активности, т. е. 1100-1500 лет. Как следует из сопоставления истори­ческих фактов, в прошлом было несколько периодов, когда на больших территориях одновременно формировались различные этносы.

13 и

Этнос представляет собой замкнутую систему, которая, получив заряд энер­гии и растратив его, переходит либо к равновесному состоянию со средой, либо распадается на части. Этнос противопоставляет себя (мы) всем другим кол­лективам (не мы). Это явление противопоставления связывает социальные формы со всеми природными факторами. Люди обычно объединяются по

I

_____________________________________________________________________ 385 ——— j

Принципу комплиментарности — неосознанной симпатии к одним людям и ан­типатии к другим (этот принцип фигурирует и на уровне этноса, причем весь­ма действенно, — это или патриотизм, или ненависть ко всему чужому — шовинизм).

Из каждого этноса может сформироваться народ. По прошествии определен­ного времени этнос создает правила поведения, отношения к природе, которые отражаются в обычаях, религии, культуре. Члены этноса стремятся сохранить своеобразие, например, избегая заключать браки с членами других этносов [2].

Согласно Л. Гумилеву, в развитии любого этноса выделяется несколько фаз. Чтобы избежать научной терминологии, сравним эти фазы с периодами жизни человека: рождением, детством, отрочеством, юностью (на этой фазе в этносе обычно формируется национальное самосознание), периодом зрелого возраста (делаются попытки подчинить себе другие этносы) и периодом спо­койствия — старостью (в этой предпоследней фазе жизнь членов этноса ха­рактеризуется спокойствием, отсутствием больших страстей и стремлений). В настоящее время, согласно Л. Гумилеву, эту фазу переживают "старые" на­роды Западной Европы. После этой фазы этнос медленно сокращается до пол­ного вымирания.

В каждой фазе жизни этносу угрожают критические ситуации, во время которых многие этносы исчезают навсегда. В течение нескольких тысячеле­тий истории человечества исчезли сотни этносов, так и не став народами. В своих работах Л. Гумилев приводит много примеров и обоснованных выво­дов. Например, формирование французской нации он описывает так.

Этническое название "француз" в письменных источниках впервые упоми­нается только в IX в. Все этносы, живущие в пределах современной Франции, к IX в. еще не были единым народом. Лишь в течение тысячелетнего процесса этногенеза они образовали французскую нацию. Однако в результате проис­ходивших в этот период опустошительных междоусобных войн несколько эт­носов было уничтожено. Кроме того, бургундцы и баски вынуждены были покинуть Францию [3].

Согласно Л. Гумилеву, во II в. н. э. на широкой полосе между 20-м и 40-м градусами восточной долготы началась активная деятельность до того инерт­ных этносов. Пусковые моменты или взрывы этногенезов там, где их можно проследить на строго фактическом материале, совпадают по времени и распо­лагаются в регионах, вытянутых либо по меридианам, либо по параллелям, либо под углом к ним, но всегда в виде сплошной полосы. Так, русичи, как и вообще славяне, появились на исторической сцене в результате пассионарного толчка в I — II вв. н. э. В XIII в. произошел толчок, давший начало развитию великорус­ского этноса. Его инкубационный период, как считает Л. Гумилев, — XIII — XIV вв. Когда же народу стала ясна цель — защитить не просто территорию, а принцип, на основе которого надо было строить быт, этику (т. е. оригиналь­ный, культурный тип), — все, кто мог, встали на борьбу с иноверцами. Таким
образом, осознание себя русскими как целостности произошло 8 сентября 1380 г. (Куликовская битва).

Дальнейшее развитие русского народа проходило закономерно до середи­ны XIX в., и лишь при Николае I Россия раскололась и, согласно Л. Гумилеву, до сих пор находится в состоянии раскола.

Однако параллельно с образованием этносов, из которых постепенно фор­мируются народы, происходят процессы и большего масштаба. В первые века нашей эры важнейшим событием в Европе стало появление нового этноса — христианского, в котором люди объединялись в поисках духовной общности независимо от национальности и социального происхождения. В течение ис­торически краткого периода христианство распространилось по всей Западной и Средней Европе. Таким образом образовался этнос нового типа, у членов которого были общие духовные ценности, нормы морали. Этот суперэтнос позднее помог сблизиться народам, исповедующим одну религию [2].

Теперь коснемся термина "пассионарность", употребляемого Л. Гумилевым при анализе развития этносов.

Неравномерность распределения биогеохимической энергии живого веще­ства биосферы за длительное историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, как особое свойство харак­тера людей, Л. Гумилев называет пассионарностью (passio — страсть).

Взрыв пассионарности создает в значительном количестве особей, обитаю­щих на охваченной этим взрывом территории, особый нервно-психический на­строй, что является поведенческим признаком. Характер этой активности оп­ределяется местными условиями (ландшафтом, этнокультурой, социумом), а также силой импульса. Вот почему все этносы оригинальны и неповторимы, хотя процессы этногенеза сходны [2; 3].

Таким образом, каждый этнос представляет собой очень сложную систему, развитие которой зависит от многих переменных. Цели и задачи этноса мо­гут быть скрыты и доступны изучению только косвенно, через наблюдение за преобладающей ориентацией этноса. Дело в том, что любой этнос существует за счет определенных источников, он должен получать необходимые ресурсы для поддержания своего существования и развития. Российский психолог А. Зимичев различает три таких источника [4]: агрессия (вооруженное напа­дение, захват чужих ресурсов); паразитирование (существование за счет потреб­ления чужих ресурсов без явной агрессии); продуцирование (получение средств из территории, занимаемой этносом). В соответствии с названными источниками различают три типа этносов [4]:

• агрессивные, источником существования которых является агрессия (за­хватнические войны, грабежи, интервенция и т. д.);

13*

• паразитические, наживающиеся на чьей-то агрессии или продуцирова­нии (бродяжничество, воровство, ростовщичество ит. п.);

______________________________________________________________________ 387

• производительные, живущие за счет добычи и производства материаль­ных благ на собственной территории. Все формирующиеся из этносов народы развиваются в основном по одно­му из трех названных путей становления.

Updated: 31.08.2012 — 13:55