Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению "языка красок", что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, з е — леный — цвет Сатурна, голубой — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их психические состояния, что проявлялось в подборе одежды определенного цвета, народных поговорках, обрядах и т. д. Приведем описание символики красок, сложившейся у разных народов.
Красный цвет. Особое пристрастие люди с древности проявляли к красному цвету. Во многих языках одио и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово "красный" является синонимом слова "возлюбленный". В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят "красное сердце", тогда как сердце дурного, коварного человека черно.
Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огием. Его символические значения многообразны и противоречивы. С одной стороны, красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой — вражду, месть, войну; связывается с агрессивностью и плотскими желаниями.
Красный является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагеняне и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя "красные воины", "красные копья", "красные брови".
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне.
У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару. Так, в культурах Азии юг обычно связывался с красным цветом, север — с черным, запад — с белым, восток — с желтым и синим.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном.
В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет означал отрешенность от мирского, устремление к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Однако белый цвет может иметь и противоположное значение. По природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном счете — со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном.
У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и некоторых других странах Азии и Африки белый цвет является траурным. В старину белый траур использовался и у славян.
Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лица и руки жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.
По предположению английского этнолога В. Тернера, черный цвет, часто обозначающий смерть, обморок, сон или тьму, связывается с бессознательным состоянием, т. е. с опытом помрачения, затемнения сознания.
Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желаемое. У арабов выражение "чернота глаз" означает возлюбленную, "чернота сердца" — любовь.
Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Например, так оно воспринимается в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз и птиц; при этом жрецы тоже облачаются в черное.
Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также цвет болезни, смерти, потустороннего мира.
У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.
Но у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называли буквально "желтый глаз". Вспомним также "желтую прессу" и "желтый дом".
Снннй цвет у многих народов символизировал небо и верность. Он может также символизировать доброту, постоянство, расположение. В геральдике синий цвет обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. "Голу-, бая кровь" говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта "синим".
Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Америки. Французы называют ужас "синим страхом" ("Сказка о Синей Бороде"). У славянских народов синий цвет служил символом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Древние летописцы описывают черных и синих бесов.
Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизировал юность, надежду и веселье, хотя порой и незрелость, несовершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называли "зеленой", а человек от злости "зеленеет").
У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят "зеленая нога", а о кладбище — "зеленый дом". В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.
Древняя символика красок и ее интерпретация в различных культурах находят подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоциональ — но-волевых состояний не только отдельно взятого человека, но и общностей (М. Люшер, И. Гете, О. Шпенглер и др.). Соответствие цвета и доминирующего эмоционального состояния открывает возможность культурологического анализа общества по характерной для него цветовой гамме в искусстве или бытовой среде [1; 2]. В этой связи определенный интерес представляют работы немецкого философа О. Шпенглера, где переживания пространства и времени, присущие той или иной культуре, являются базовыми, определяющими мироощущение, философию и искусство этой культуры. При этом цвет трактуется как важнейшая характеристика пространства, либо ограничивающая его, либо, наоборот, подчеркивающая его безграничность.
Например, античную культуру, культуру полисов, ориентированную на мир человека, О. Шпенглер трактует как ориентированную на замкнутые пространства, материальную предметность, где преобладают желтые, красные, белые и черные краски. Культуры же, ориентированные на расширение жизненного пространства, на постоянную борьбу, имеют общую склонность к голубому и черному цветам [2].