Важные данные для правильной организации наблюдения в ситуациях общения представлены в новом психологическом направлении — нейролингвисти — ческом программировании (НЛП) 110]. По мнению авторов этого направления, у различных людей информация, получаемая из внешнего и внутреннего мира, может быть представлена визуально, аудиально или кинестетически. Так, у одних в речи преобладают слова, характеризующие визуальную сторону переживаемого, у других — кинестетическую, у третьих — аудиальную. Это означает, что для одного человека мир — это прежде всего то, что он может увидеть, для второго — определенное эмоциональное настроение, а мир третьего наполнен звуками. Характеристики этих людей существенно различаются и если у каждого из них развита только одна из названных систем, то общение между ними напоминает разговор на разных языках. Но они и не подозревают об этом. Правда, в жизни "чистые" типы встречаются редко, и поэтому взаимопонимание между людьми в большей или меньшей степени эффективности все же возможно.
Для того чтобы степень эффективности общения была оптимальной, необходимо четко представлять себе, к какой системе относится ваш собеседник. Ведущая информационная система распознается по предикатам, т. е. по словам, описывающим тот или иной процесс. Умение слышать предикаты собеседника и пользоваться всеми нх модальностями поможет специалисту-наблюдателю войти во внутренний мир человека. Перечислим предикаты различных модальностей:
• визуальные — видеть, яркий, туманный, отчетливо, расплывчатый, мелькать, темный, ясный, ракурс, перспектива и т. д.;
• аудиальные — слышать, звучать, громкий, тихий, звенеть, скрипеть, кричать, скрежетать и т. д.;
• кинестетические — чувствовать, притрагиваться, теплый, гладкий, мягкий, орудовать, хватать, тугой, тяжелый и т. д.
Однако не все в субъективном опыте человека им осознается. Как правило, компетентный наблюдатель получает ответ на свой вопрос раньше, чем он прозвучит. Наиболее простой способ стать компетентным — это наблюдать за даижением глаз человека, когда тот о чем-либо думает. Например, даижение глаз вверх означает, что извлекаются визуальные образы. В случае визуальной и аудиальной систем можно понять, воспринимает ли человек что-либо, что он уже видел или слышал, или строит новый образ; представляет ли он себя в этот момент внутри ситуации, о которой думает, или как бы со стороны, снаружи. В первом случае его взгляд направлен вверх и вправо (с точки зрения наблюдателя), а во втором — вверх и влево. На рис. 33 приведены различные определения внутренних состояний человека по движениям глаз (рисунок дан для праворуких, у левшей все наоборот) [10].
Рис. 33. Определение внутренних состояний па движениям глаэ (с точки зрения наблюдателя): Вконс — визуально конструируемые образы; Ввсп — визуальные воспоминания (неподвижный, ушедший в себя взгляд также свидетельствует о там, что задумавшийся извлекает зрительные образы); Аконс — аудиально конструируемые звуки или слова; Авсп — вспоминаемые звуки или слова; К — кинестетические представления (внутренние и скелетно-мышечные ощущения, чувства); А — аудиальные представлення |
Зная особенности субъективного восприятия человеком внешнего мира, компетентный коммуникатор может не только проникнуть в некоторые "тайны" его личности, но и построить взаимодействие с ним на понятном и доступном ему языке (т. е. общаться в рамках преимущественной информационной системы собеседника). Умение правильно использовать основные приемы нейролингвистического направления помогает в работе руководителям (пры отдаче распоряжений и докладах об их исполнении), специалистам по обучению (при выборе оптимальной формы изложения материала: словесное, моторное, наглядное), сотрудникам кадровых служб и другим специалистам, чья деятельность непосредственно связана с людьми.
Приведем конкретные упражнения для развития психологической наблюдательности у руководителей и специалистов в области работы с персоналом [15].
Упражнение 1
Материале Изображения рта при различных эмоциональных состояниях (рис 34]: о — нормольныР б — нежный; в — скорбный; г — очень недовольный; д — упрямый; е — упрямый и недовольный; ж — внимательный; з — недовольный и внимательный; и — злобный и насмехающийся Г |
Б |
Д |
А |
Э |
И |
Ж |
Е |
Рис. 34. Изображения рта при различных эмоциональных состояниях
15* |
__________ 451————-
Процедура. Последовательна рассмотрите рисунки с изображением мимики рта (см. рис. 34) и определите, какое именно эмоциональное состояние передает изображенная на нем мимика. Свои наблюдения запишите в таблицу.
№ П/п |
Мимика рта |
Предьявление |
||
Первое |
Второе |
Третье |
||
1 |
||||
2 |
||||
9 |
Подведение итогов. Итоги подвадят на основании записей таблицы при первом, втором и других предъявлениях. В первую графу таблицы запишите правильные значения тога или иного мимического выражения. Затем сравните результаты своих наблюдений с предложенным эталонам. Оцените точность узнавания мимических выражений, динамику точности результатов наблюдения от предъявления к предъявлению. При этом можна определить процентное отношение правильна указанных мимических выражений к общему количеству предьявлений.
Упражнение 2
Материал. Несколько наборов одинаковых рисунков с изображениями мимики пицо [рис. 35).
Процедура. Необходима объединиться в поры. В каждой поре партнеры получают одинаковые наборы рисунков (см. рис. 35) и садятся друг к другу спиной, Третий выступает в роли ассистента и садится ток, чтобы видеть рисунки кождого из портнеров.
Инструкция партнерам. Один из портнеров должен ноэвоть словом любое из изоброжений мимики лица и показоть его но своем рисунке ток, чтобы видел оссистент и не видел другой портнер. Последний должен нойти на своем рисунке мимическое вырожение, нозвонное другим, и показоть его оссистенту. Ассистент протоколирует ответы с помощью тобгицы.
Уйаяю iW* |
Номера рисунков, называемых первым партнером |
\ Номера рисунков, ука*ы«аемых вторым партнером |
І |
1-М |
11-11 |
2 |
III-I |
Ill-Ill |
Кождая пора делает 4—6 проб, после чего партнеры меняются ролями. Упрожнение целесообразно выполнить несколько роз.
Подведение итогов. Партнеры подсчитывают, сколько раз у них со в поли характеристики мимических выражений, кто из портнеров имеет лучший результат. В итоге устанавливается, есть ли положительной динамико результатов от упрожнения к упрожнению.
Рис. 35. изображения мимики лица |
Упражнение
Цель. Выявление индивидуального и грч пповаго словоря для обоэночения эмоциоиольных состоянні Материал. 15—20 фотографий людей в розничных состояниях.
Процедура. Последовательно предьяиіяются все изоброжения в течение нескольких секунд (до і 10 с). Предлагается определить эмоцио-юльнае состояние изображенных людей одним или нескоч кими словами. После выполнения зодопия лодсчитывается количества различных определений и чс стота каждого из них.
Групповые результаты обобщоют на дасче, где выписывоют акгуальные определения, подсчитывоют частоту в группе и устоновливоют ронг частотности. Групповые данные соотносятся с существуюши ми представлениями о видох эмоций. Обычно среди сомых частых определений окозывоются 6—9 ся новных, или "базольных", эмоций: радосіь, гнев, страх, печаль, удивление, отврощение. Сровнив иное видуальные данные с групповыми, делаэтся вывод о субъективных тенденциях в интерпретации [1!и обобщать или выделять особенное в различных стимулах; реагировоть на отдельные стимулы ток жя кок другие, или своеобразно.
Упражнение 4
Цель. Розвитие умения понимоть другого человеко по мимическим движениям лицо.
Материал, Изображения мимических выражений лицо, передающих розличные эмоцианольные состояния человека (рис. 36).
Процедура. Попытайтесь расшифровать закодированные художником различные эмоциональные состояния. А теперь сравните с правильными ответами (правильными считаются ответы, находящиеся в одном синонимическом ряду с такими обозначениями переживаний: 1 — безразличие; 2 — враждебность; 3 — веселье; 4 — сильная злость; 5 — грусть; 6 — застенчивая радость; 7 — плохое самочувствие; 8 — злость; 9 — бурная радость; 10— глубокая печаль; 11 — скепсис; 12 — скорбь).
Подведение итого;*. Если вам удалась угадать большинства состояний — значит, задача научиться читоть* па лицам для вас уже не особенна актуальна. Если же результат получится неутешительным (менее половины угадываний), следует уделить вопросу развития наблюдательности серьезное
Внимание.
Упражнение 5
Для развития психологической наблюдательности необходима использовать любые возможные ситуации — деловые встречи, общественные места (например, аэропорт, вокзап, магазин, городской транспарт, почтамт), зрелищные мероприятия, публичные выступления, телевидение и многое другое. Необходима талька внимательно наблюдать за поведением людей в различных ситуациях и научиться правильна интерпретировать внешние сигналы их внутреннего состояния.
ОПИСАГЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРНО/КИ ‘ИНТЕРПРЕТАЦИЯ) РИСУНКОВ: |
4 — угнетенный человек; 5 — "вспышки энергии"; 6 — озабоченный человек; 7 — задавака; |
Далее приведены рисунки, отображающие позы людей в различных ситуациях, а также их расшифровка. На прежде чем прочесть описательные характеристики, попробуйте на основании талька рисунков определить состояние человека Итак, пропускайте интерпретацию различных паз и обращайтесь непосредственна к рисуночным тестам. Лишь в случае полной невозможности "прочесть" ситуацию па рисункам вернитесь к описательным характеристикам изабра-
11 — удивление; 12 — скука; 13 — скрывает свои намерения;
Расшевелить ее; 20 — типичный жест прихорашиванья (обратите внимание иа палец, зосунутый зо паяс: как и у мужчин, эта означает "все пад контролем"); 21 — жеищино кага-то ожидает, скорее всего тога, кта ей очень нравится |
Упражнение
Посмотрите иа приведенные далее шесть силуэтов сидящих мужчин. Обратите внимание на жести наклоны галавы, позу в целом. Руки здесь главное, на не единственное, что должна рассказать а кем |
Интерпретация: 1 — готовность к беседе. Движение рук означает: "Я готов внимательна вас выслушать и побеседовать*; 2 — влодение темой. Так складывает руки человек, который вполне компетентен при обсуждении темы беседы; 3— точность суждений. Человек привык ценить точность суждений, любит "дайти до сути* и не терпит поверхностных и неряшливых формулировок, катарых и сам старается не допускать; 4 — огрессивность. Момент агрессии; человек любит ловить собеседника на славе, обличать era в неправоте или ва лжи; 5 — сомнение Проявление неуверенности, застенчивости; в таком случае поправляют не талька галстук, на и прическу; часта изменяют положение ног, рук, наклон галавы; 6— отсутствие твердости. Демонстрация уверенности; на самом же деле уверенности нет, как нет и твердости в отстаивании собственного мнения; будучи уверенным, человек не съеживается, не прячет рук (здесь адна рука спрятана).