Уроки грдфологии

Далее приведены наблюдения и результаты исследований, сформулирован­ные профессором Н. Обозовым для практики графологического изучения почерка [10; 11].

Проявление некоторых состояний в почерке

Хорошее настроение, подъем душевных и физических сил выражается в появлении новых штрихов, в большей закругленности букв, в украшении их дополнительными выразительными элементами. Наоборот, сниженное настро­ение и слабый жизненный тонус обнаруживаются в уменьшении размеров букв и в меньшей твердости очертаний. Создается впечатление, что нет сил писать.

В момент, когда человек отвлечен (сам или его отвлекают), последняя бук­ва слова получается незаконченной и неправильной. Незавершенность, искаже­ние обычной формы букв и слов, пропуск знаков препинания возможны при спешке, волнении, т. е. во всех случаях колебания и неустойчивости внимания.

При сильных перепадах настроения, самочувствия и активности почерк изменяется значительно, но не по существу. Настроение — это общее состоя­ние оптимизма—пессимизма. Оптимизм — это радужность, эйфория восприя­тия событий текущего момента, их положительная переоценка. Пессимизм — это серо-черное видение мира, с акцентами на безнадежность попыток сделать что-либо хорошее. Пессимизм — явная недооценка своих возможностей и пер­спектив положительного разрешения жизненных проблем.

Самочувствие бывает хорошее, среднее и плохое, что определяется физи­ческим здоровьем человека. Различные соматические отклонения от нормы (сердечные, сосудистые, желудочно-кишечные, мышечные) могут вызывать общий упадок сил.

Активность — состояние повышенного возбуждения на фоне хорошего соматического здоровья.

Отдельно следует отметить категорию людей, которых называют метеопата­ми. Метеопаты — люди чрезвычайно зависимые от общих погодных условий

(давления, температуры, солнечности, пасмурности и других физических усло­вий погоды).

У метеопатов внешние физические условия в большей мере влияют на по­черк, в частности на такие его особенности;

• размер букв (их увеличение или уменьшение по сравнению с обычной величиной);

• рисунок некоторых букв, вариативных для автора чаще, чем другие (у каждого свои устойчивые и неустойчивые формы начертания букв);

• толщину линий, что зависит от активности, настроения, самочувствия (тол­ще, более выражена, четче или тоньше);

• направление строк (подъем к концу строки или опускание строк, или ровный их характер; при повышенной активности, хорошем настроении строки "бегут" в верхний правый угол и, наоборот, снижение активнос­ти и пессимистичность ведут к опусканию строки слева направо в ниж­ний правый угол).

Факсимиле, или подпись, как сейчас чаще говорят, — выразительный сгус­ток, квинтэссенция особенностей почерка человека. У деловых и талантливых людей, находящихся в хорошем тонусе и на подъеме своих достижений, под­пись и, главное, ее концовка (росчерк) закруглены раковинообразно или спи­ралевидно.

Наоборот, у людей менее деловых и уверенных в себе подпись очень ко­роткая и росчерк незавершенный, как бы оборванный в самом начале своего движения. В размашистости подписи автора просматривается его экспансив­ность, уверенность, желание утвердить свое собственное "Я", свою позицию. Пространство, которое "захватывает" подпись, демонстрирует притязания в межличностных отношениях: "быть над другими" или "под другими", повеле­вать или подчиняться.

Отсутствие в подписи росчерка — признак не только неуверенности, но и душевной простоты, доверчивости. Наоборот, недоверчивость автора подписи, его осмотрительность и настороженность проявляются в большом росчерке часто с тире и точками.

Точки и тире ограничивают пространство и завершают действие автора: только так и ничего больше, на этом можно поставить точку и тире.

При большой энергичности человека в росчерке — нажим вниз, что пока­зывает остаточность его силы, для которой нет пределов выражения.

Таким образом, существуют определенные связи между психологическими качествами человека и его почерком. Но как более строго определять эти связи? Для этого необходимо ознакомиться с азами графологического иссле­дования.

Порядок ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧЕрКА:

• схватывание общего впечатления от почерка в целом и немедленное, без особых раздумий, немногословное фиксирование впечатления;

• научно-аналитическое исследование с определением равномерности — не­равномерности букв, слов и строк, степени нажима, промежутков меж­ду буквами и словами, расположения текста на бумаге и т. д.;

• сравнение первого впечатления (о половозрастной принадлежности, те­лосложении, темпераменте и характере) с аналитическими данными.

Изучать в почерке надо все:

• все знаки, буквы и росчерки;

• особое внимание следует обращать на поля, линии строк, слов, закругле­ния и углы, конечные штрихи, подчеркивания сверху и снизу, черточки, место и частоту точек, знаков препинания, знаков ударения (что в на­стоящее время встречается очень редко), начертание вопросительных и восклицательных знаков, их частоту и место встречаемости в тексте.

Для более глубокого понимания особенностей автора желательно сравни­вать почерк в течение долгого времени, и если это связано с заболеванием, то до него.

Важным приемом определения сознательной и неосознанной регуляции почерка является письмо с открытыми и закрытыми глазами. Письмо с зак­рытыми глазами всегда обнаруживает существенные расстройства почерка, выступающие с полной очевидностью. То, что каждый нормальный человек стре­мится писать в рамках общепринятых ограничений и норм написания, очевидно. Когда зрительный контроль снимается, сознательное регулирование ослабляет­ся и в большей мере проявляются скрытые и бессознательные особенности человека: агрессивность, неуверенность, страх, зависимость от обстоятельств, оптимизм, радость и полнота жизни, инфантильность, энтузиазм и др.

При анализе почерка и составлении психографологической характеристи­ки можно использовать экспертные оценки по специальным шкалам. Экспер­тов должно быть не менее трех, и желательно, чтобы их почерки также разли­чались, так как субъективная симпатия, неосознаваемая экспертом, будет больше к своему типу начертания букв, слов и вообще похожести почерка.

Для выявления характера почерка необходимо уметь:

• выделять основные особенности элементов письма;

• определять их взаимную связь;

• выделять основные и второстепенные признаки почерка.

Для обучения технике определения особенностей почерка можно сделать следующее:

• попросить испытуемых написать несколько раз одну и ту же фразу и попытаться выделить основные и второстепенные признаки их почерка;

• попробовать скопировать всю эту серию одной фразы, что приучит вы­делять в своем и чужом почерке основные элементы;

• рекомендуется писать испытуемым и самому фразы из хорошо знако­мых слов и малознакомых, что позволит определить основные и второ­степенные элементы. У основных элементов больше автоматизма;

• при написании одиой и той же фразы нужно пробовать писать ручкой, карандашом, изменяя опору ручки на все пальцы кисти, меняя положе­ние бумаги.

В результате этих опытов-тренировок удается выделить:

• основные элементы и связи почерка, которые мало от чего зависят;

• временные элементы, зависящие от состояния в данный момент по срав­нению с почерком в другое время;

• случайные элементы, порождаемые условиями опыта — карандаш и ручка, положение бумаги, необходимость копирования чужого почерка.

Методы изучения почерков:

• самонаблюдение (опыты во всех вариантах на себе);

• наблюдение за пишущими и сравнение почерков;

• коллекционирование образцов с распределением их на группы — по возрасту, полу, должности, профессии, психологическим особенностям.

Необходимо раздельно анализировать почерк и содержание письма, так как последнее может существенно влиять на оценку графики почерка.

Формальные особенности почеркд и их анализ

1. Правильность —неправильность.

2. Симметрия — асимметрия.

3. Выразительность формы.

4. Размашистость, скорость и сила нажима.

5. Ширина, угол наклона, пастозность почерка.

6. Формы связеобразований и степень связности.

7. Содержательность или беглость, упрощенность, небрежность.

8. Направление почерка.

9. Расчлененность почерка.

10. Направление строки, форма заглавных букв и поля.

Правильность почерка. Признаки, исходящие из анализа тех элементов письма, которые графология называет "геометрической выдержанностью", лет­ко объясняются известными фактами о двигательной сфере: походке и позе, жестах и мимике, характере речи. Правильность всех внешних проявлений, в том числе и почерка, показывает высокие взаимосвязи и находит адекватное психологическое объяснение.

Под правильностью почерка понимаются приблизительное равенство, сбалан­сированность, гармония всех элементов письма: размер букв, сила нажима, угол наклона, соотношение заглавных и прописных букв, связность —расчлененность и др. Почерк без этого неправильный. Мерой правильности почерка является ширина поля, в пределах которого происходят отклонения отдельных элемен­тов почерка от средней для него нормы. Отклонение от этого среднестатисти­ческого образца по всем или отдельным элементам свидетельствует о степени неправильности. Следовательно, рассчитывая отклонения по всем элементам, можно количественно выразить правильность почерка.

Симметрия—асимметрия почерка. Предполагает наличие двух условий для проявления: ритмичности распределения графических импульсов и беспрепят­ственности их протекания. Таким образом, почерк с нарушенным ритмом является асимметричным. Критерием оценки ритма служит графическое рас­пределение, под которым понимается соотношение между плоскостями, за­ключенными как в пределах отдельной буквы, так и в пределах целого слова, промежутками между этими буквами и словами. Симметричность почерка за­висит от равенства расстояний между строчками или от пропорциональности соотношений надстрочных и подстрочных частей букв.

Выразительность формы. Мерой выразительности почерка является его своеобразие, особенность, непохожесть или, наоборот, банальность, шаблонность (одинаковость форм), каллиграфичность. Выразительный почерк всегда легко выделить среди других образцов, запомнить. Выразительность — это харак­тер в графике. Характер интересен и выразителен, когда он неповторим, ори­гинален, бросается в глаза. Это необычность наклона букв, их разнообразие написания (печатные буквы и здесь же прописные), росчерки и другие нео­бычные элементы букв. Банальность, шаблонность, каллиграфичность — вра­ги формы, выразительности.

Размашистость, скорость и сила нажима. Крупным считается почерк, вы­сота букв которого превышает 3 мм (кроме букв "в", "з", "б", "р", "ф", кото­рые соответственно еще крупнее). Скорость почерка отражается в его строй­ности. Чем выше скорость письма, тем чаще появляются "смазанности" начертания букв, которые в обычной ситуации более четкие, понятные. Ско­рость сказывается на увеличении наклона. При обычном наклоне слева напра­во "правизна" его становится еще большей. При прямом наклоне почерка он также начинает "заваливаться" вправо. Если при обычном, неторопливом пись­ме наклон букв левый, то почерк "выпрямляется", т. е. становится более пря­мым. Если автор использует надстрочные знаки, то они опережают буквы. Гир — ляидический почерк — также следствие торопливости и вообще привычки писать быстро. Гирляндический почерк предполагает разнообразие и легкость связеобразований букв; линия букв, как клубок ниток, свободно скользит по строке. Силу нажима при письме шариковой ручкой определить труднее, чем при перьевом письме. Между тем густота пасты и "вминание" на бумаге про­сматриваются, что говорит о силе нажима. Особенно заметен нажим по восхо­дящим и нисходящим штрихам, большей их ширине, чем по горизонтальным.

Исключительно сильный нажим при письме предполагает, что автор испы­тывает сильное психическое напряжение. Сильное надавливание является при­знаком агрессивности или амбициозности личности. Агрессивность, как и амбициозность, могут осознаваться слабо. Агрессивность — проявление неудов­летворенной потребности и спонтанной неуправляемой активности личности. Амбициозность же — качество демонстрируемого самовыражения собственного "Я", желания выделяться среди других.

Исключительно легкий нажим может означать неуверенную, робкую, колеб­лющуюся и пассивную личность. Но это же может свидетельствовать о гибко­сти и подвижности мышления, легкой пере клю чае мости с одной задачи на другую. Не случайно каждый пишущий отдает предпочтение той или иной ручке, карандашу. Одни предпочитают "густые" шариковые баллончики, яркие пасты, мягкие карандаши, дающие контрастный рисунок почерка, другие — баллончики с тонким острием письма, бледные карандаши. Выбор инструмента и получаемое удовлетворение или неудовлетворение от письма показывают степень агрессивности и амбициозности.

Равномерное надавливание при письме обусловлено уравновешенностью нервных процессов, когда возбуждение и торможение сбалансированы и че­ловека трудно вывести из равновесия. К уравновешенным типам темперамен­та по Гиппократу —Павлову относятся сангвиники и флегматики. Сангвиник при наличии сильной, работоспособной нервной системы легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми и ко всему этому уравно­вешен в поведении, что, казалось бы, делает его идеальным типом человека. Но в отличие от холерика и меланхолика он недостаточно чувствителен ко всем внешним изменениям обстоятельств и, главное, другим людям. Флегматик также имеет сильную нервную систему, и его уравновешенность еще более вы­ражена, чем у сангвиника. Он невозмутим, переживания его поверхностны. Флег­матик спокоен даже в сложных ситуациях, невозмутим, устойчив, придержи­вается выработанного распорядка, нетороплив и основателен. Все эти характеристики темперамента находят выражение в почерке, в том числе в рав­номерности нажима.

Если на протяжении 10-20 строк, что соответствует 4-5 минутам, не на­блюдается отклонения от первоначально взятого темпа, нет стремления уско­рить окончание начатого письма или нет изменений в аккуратности, то это дает право сделать заключение об известной равномерности в расходуемой энер­гии. И чем дольше выдерживаются эти параметры равномерности и аккурат­ности, тем более вероятна уравновешенность нервной системы.

Ширина, угол наклона, пастозность почерка. Различают почерк широкий, узкий и средний. Ширина почерка определяется отношением ширины основа­ния графического знака к его высоте. Рассчитывается среднее значение соот­ношения ширины и высоты минимум 10 букв. Формула расчета пропорции букв такая:

TOC \o "1-3" \h \z Ъ, b b.

А = — (если b > п, то — > 1; если b < п, то — < п п п

Где b — ширина букв; п — высота букв. ‘

Таким образом, если соотношение ширины к высоте больше единицы, то почерк широкий, а если это соотношение меньше единицы, то почерк узкий и убористый. Значение коэффициента а, близкое к единице, свидетельствует о пропорциональном размере букв и почерка.

Угол наклона в современных почерках находится в пределах 30-130 ° и имеет тенденцию к выпрямлению. Но более частый и обычный имеет правый уклон, т. е. превышает 90°. Правосторонний уклон лучше способствует ско­рописи. Держание ручки между указательным и средним пальцем вызывает более прямое штрихообразование и прямой почерк.

Пастозность, блеклость или "пастельность" почерка зависит не только от инструмента письма и силы нажима на ручку (карандаш или другое орудие письма), но и от расположения ручки. При удаленном держании ручки от ее пишущего конца (при вытянутых пальцах) почерк будет более пастозный, "тестообразный" и расплывчатый. Наоборот, при близком держании ручки к пишущему концу наблюдается значительное утолщение всех штрихов, при перьевой ручке — залив петель. При близком держании ручки почерк стано­вится острым и размеры его меньше, чем при вытянутых пальцах.

Формы связеобразований и степень связности. Характер связи букв может быть различным от ясных до трудноразличимых.

Принято различать четыре основные формы связи букв в почерке:

• двойное углообразование (связь букв угловая по верху и по низу бук­венных образований);

• аркадическая связь, когда сверху преобладают дуги, а снизу чаще встре­чаются углы;

• гирляндическая связь, когда сверху буквы связаны углами, а снизу — дугами;

• двойная дугообразная связь, когда дуги связывают буквы по верху и по низу. Такая связь трудноразличима и в целом проявляется ее смазан — ность.

Двойную дугообразную связь разделяют на три подгруппы почерков:

• каллиграфический, "школьный" вариант почерка;

• смешанный аркадически-гирляндический, когда есть элементы углов и дуг сверху и снизу;

• нитевидная связь, слабо заметная, но ближе к дугам, чем к углам.

Яркость и определенность выявления связи постепенно "затухает" от пер­вой группы связи (двойной углообразной) к двойной дугообразной. Матема­тически между углом и дугой не может быть установлено никакой промежу­точной геометрической формы, и в этом смысле нет постепенного перехода между углом и дугой. Дискретность или дизъюнктивность математических исчислений не может дать инструмента для описания континуальных или не­прерывных процессов. Между тем чисто графическое рассмотрение этих форм связеобразований в почерке, несомненно, устанавливает такие переходные сту­пени от угла к дуге.

Письмо как одно из проявлений двигательной активности человека демон­стрирует сложный процесс континуальности психики. А связеобразование, ус­коряющее и облегчающее письмо, естественное для человека, ставит нерешае — мые задачи для математики.

Принято различать связи устойчивые, или уравновешенные, и неустойчи­вые, или неуравновешенные. Это проявляется в том, что почерк может иметь связность и отрывы отдельных графических элементов друг от друга, череду­ющихся с известной правильностью или закономерностью. С одной стороны, все элементы образуют как бы устойчивый, уравновешенный комплекс. С дру­гой стороны, может просматриваться тенденция к обособленному написанию не только отдельных букв, но и штрихов и при этом встречаться сливающиеся в одну непрерывную линию все элементы букв и слов. Постоянство как свой­ство темперамента и характера "отпечатывается" в почерке автора.

Содержательность или беглость, упрощенность, небрежность. Почерк может представлять для автора не только средство передачи, отображения нужной информации. Он может быть самостоятельной деятельностью, даже произведением "искусства", когда в почерк вкладывается "душа".

Углы относятся к линейным фигурам, что создает линейный характер пись­ма. Дуги создают впечатление площадки и соответственно плоскостной ха­рактер письма.

Содержательность почерка возрастает с увеличением художественности, изящества в очертании углов и дуг, когда они достаточно мягко подчеркива­ют контур букв и их красивость.

Содержательность ухудшается, когда в почерке обнаруживается беглость и небрежность написания букв и их связей. Упрощение элементов, их незавер­шенность делает почерк невыразительным. Это бывает тогда, когда для автора письмо — только лишь средство передачи информации и не больше. Любые украшения автор считает "архитектурными излишествами" и пустой тратой времени. Не следует путать содержательность почерка как графического мас­терства и содержание смысла написанного.

Направление почерка. Почерк может быть направлен вправо или влево, судя по тому, в какую сторону смотрят надстрочные и подстрочные петли, за­витки и росчерки.

Расчлененность почерка. Соотношение протяженности слов и промежут­ков между словами отражает равномерность —неравномерность письма. Про­межутки могут быть большие, средние и малые. Большие промежутки — при­знак расточительности автора, а малые свидетельствуют об осторожности и экономности пишущего.

Направление строки, форма заглавных букв и поля. Строчки в рукопис­ном тексте могут принимать семь направлений:

• строго горизонтальное (выдержанное в первоначальных рамках);

• направленное вверх (постепенно и равномерно поднимающееся вверх);

• наклоненное вниз (постепенно и равномерно опускающееся вниз);

• дугообразное с изгибом дуги вверх (когда чуть раньше чем с половины строки идет закругление ее вверх);

• дугообразное с изгибом дуги вниз (когда закругление начинает прояв­ляться с половины строки, но вниз);

• ступенчатое с направлением ступеней вверх (когда автор периодически пытается удержать строку в горизонтальном направлении, но это удает­ся ему ненадолго, пока он вновь не обнаруживает отклонения);

• ступенчатое с направлением ступеней вниз.

Направление строки и его вариации свидетельствуют либо о постоянстве особенностей почерка, либо о состояниях, которые автор не контролирует или пытается удерживать в общепринятых рамках. Общее направление вверх ука­зывает на оптимизм или подъем состояния автора. Направление вниз отражает пессимизм и упадок самочувствия. Линейность строки вверх или вниз фик­сирует ригидность состояния и нежелание его менять. Дугообразный изгиб ука­зывает на полную потерю самоконтроля. Ступенчатость показывает периодичес­кие попытки восстановить общепринятую норму горизонтального письма.

Обычно все вариации, кроме первой, вскрываются в экстремальных усло­виях: спешка, эмоциогенные факторы, "выбивающие" автора из нормального состояния.

Заглавные буквы бывают строго пропорциональны прописным или резко выделяются автором. Идея "красной строки" — желание подчеркнуть суще­ственность новой мысли в новом предложении. Аналогия очевидная, если учесть, что автору хочется подчеркнуть значение новой и интересной мысли: абзацем, дефисом (черточкой) или еще каким-либо образом, что зависит от его фантазии и художественного дара.

Формально заглавные буквы различают по трем простым параметрам:

• первая палочка-штрих заглавной буквы существенно превышает высо­ту остальных штрихообразований, ее образующих (III);

• общая большая высота заглавной буквы по сравнению со всеми осталь­ными строчными буквами;

• большая ширина при такой же или большей высоте заглавной буквы по сравнению со строчными.

Заглавную букву иногда оформляют различными графическими украше­ниями, отсутствующими у строчных букв.

Поля встречаются ровные и зазубренные, неровные. Зазубренность, ступен­чатость полей свидетельствует о желании с их помощью подчеркнуть мысль, выделить или затушевать ее. Это так же, как и особенность или обычность заглавной буквы.

Левое поле чаще ровнее правого, но если и правое выдержано, как и ле­вое, то это указывает на хорошую самоорганизацию автора вплоть до крайнего педантизма и супераккуратности [10].

Updated: 31.08.2012 — 13:55