КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИКОНОГРАФИИ ДВУГЛАВОГО ОРЛА N. G. Ranchugova

Smolensk, Smolensk Humanities University

Cross-cultural aspects iconography of double eagle

The article deals with the attempt of the cross-cultural investigation of iconography and semantics of double eagle for the first time. The analysis of the acculturation of double headed eagle in Seljuks, Celtics and aborigines America is made. This expands our knowl­edge in history, iconographics and semantics of double eagle, which is of great scientific and practical value.

Наши знания о семантике и стилях изображения двуглавого орла дол­жны включать в себя информацию со всех регионов мира. Пока мы име­ем единственное исследование о стилистике и семантике двуглавого орла, но оно посвящено только российскому гербу (Пчелов, 2005). Задачу кросс — культурного исследования У. В.Пчелов не ставил. Подойти к нему пытал­ся Г. Ражнёв (Ражнёв, 2006), выделивший в иконографии двуглавого орла десять стилей и осветивший его семантику более широко.

Кросс-культурного исследования двуглавого орла ни в годы правле­ния КПСС, ни в последующее время не предпринималось, хотя оно имело бы важное научное и практическое значение для устранения белых пя­тен в науке, утверждения более глубоких знаний о семантике двуглавого орла и уважительного к нему отношения.

Исходной позицией для такого исследования может стать положение о том, что культура — это исторически передаваемый паттерн значений, воплощаемый в символах, посредством которых люди сообщают и разви­вают свои знания о жизни и свои аттитюды к её разным сторонам (Гиртц,

2004) . Одним из таких символов является двуглавый орёл, который вхо­дит в самую загадочную для современного человека группу фантастичес­ких фигур (Вилинбахов, 1997). Он является популярной символической фигурой не только в Европе, но и в Индии, Индонезии, Центральной и Северной Америке. Его изображение было главным символом у сельджу­ков, у арабов он стал династической эмблемой, а в Византии превратился в главный христианский символ. Масоны считали изображение двугла­вого орла мистическим, имеющим тайное значение, поэтому его широко использовали для высших ступеней масонства.

Так как двуглавый орел в различных этнических культурах всегда имел важное значение, то он стал предметом этноцентризма. В отношении дву­главого орла этноцентризм проявляется в его восприятии сквозь призму базисных культурных традиций этноса, то есть в аккультурации, в про­цессе которой паттерн двуглавого орла может быть изменён.

Ф. Боас подчёркивал, что аккультурация свойственна всем народам, а не только «дикарям». Важно подчеркнуть, что в процессе аккультурации возможна и обратная связь. Так, например, восприятие двуглавого орла кельтами не обошлось без влияния других культур, но и кельты оказали своё влияние на восприятие двуглавого орла другими народами.

Таким образом, в результате аккультурации «донорский» тип двугла­вого орла превращается в «реципиентный», который может превратить­ся в «донорский». Здесь проявляется мера аккультурации, которую мож­но классифицировать на два типа.

Первый — адаптация, то есть изменение паттерна двуглавого орла под влиянием культуры «реципиентной группы». Такой тип, по М. Херско — вицу, объясняет процессы комбинации культурных элементов контакти­рующих этносов, в результате которых складываются новые паттерны с прежней сущностью. Пример тому — аккультурация двуглавого орла сель­джуками под влиянием Византии.

Второй — реакция, то есть отторжение культурных паттернов «донор­ской группы» с сохранением прежних паттернов. Приведу малозвест — ный в кросс-культурной психологии пример аккультурации двуглавого орла Священной Римской империи кельтами в средневековье и российс­кого двуглавого орла коренными народами Аляски в XVIII веке.

На один из нюансов аккультурации обратил внимание Р. Линтон. Он выделил два типа условий, в которых происходит аккультурация. Пер­вый — свободное заимствование, второй — направляемое кросскультурное изменение, как это было, например, в XVI веке при испанизации абори­генов северной части Центральной Америки. Тогда Испания входила в состав Священной Римской империи, гербом которой был двуглавый орёл, насаждавшийся испанцами вместе с христианством.

В результате аккультурации может происходить не только изменение «донорского» паттерна двуглавого орла, но и появление других его изоб­разительных элементов, то есть рождение принципиально нового синте­за. Это обусловливает формирование новых паттернов, которые, в свою очередь, способны превращаться в «донорские».

Рис. 2 Территория Индии. Орел под именем Гандаберунда, символизирующий колоссальную силу и власть

подпись: 
рис. 2 территория индии. орел под именем гандаберунда, символизирующий колоссальную силу и власть
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИКОНОГРАФИИ ДВУГЛАВОГО ОРЛА N. G. Ranchugova

Рис.3. Византиискии стиль

подпись: рис.3. византиискии стиль

Рис. 4. Орел у сельджуков и в арабском мире был олицетворением Аллаха, неспроста одно из его имён часто помещалось на груди орла

подпись: 
рис. 4. орел у сельджуков и в арабском мире был олицетворением аллаха, неспроста одно из его имён часто помещалось на груди орла

Рис. 6. Американские индеицы изображали в стилях хаИхул и хаИда

подпись: 
рис. 6. американские индеицы изображали в стилях хаихул и хаида

Рис. 7. Кельтскии стиль

подпись: 
рис. 7. кельтскии стиль

Рис. 5. В арабском мире каллигра­фы стали наполнять его форму текстами из Корана

подпись: 
рис. 5. в арабском мире каллиграфы стали наполнять его форму текстами из корана
Проиллюстрируем это на конкретных примерах. Одним из самых древ­них изображений двуглавого орла являются рисунки, найденные на тер­ритории Индии, где колоссальный двуглавый орел под именем Г андабе-
рунда мог поднять в каждой лапе по слону и в каждом клюве по льву (рис. 2). Этот орёл символизировал колоссальную силу и высшую власть. Вот поче­му его стали использовать все правители в качестве геральдической эмбле­мы императорской власти. Византия видела в двуглавом орле симфонию двух властей: светской и церковной, двуединую (божественную и человечес­кую) сущность Иисуса Христа (рис. 3). У сельджуков и в арабском мире двуглавый орёл был олицетворением Аллаха, неспроста одно из его имён часто помещалось на груди орла (рис. 4), а каллиграфы стали наполнять его форму текстами из Корана (рис. 5). Американские индейцы понимали под двуглавым орлом единство женщины и мужчины, а изображали его в традиционных для народов хайхул и хайда стилях (рис. 6). Кельты использо­вали двуглавого орла как источник для причудливых орнаментов (рис. 7).

Так возникли новые типы и стили двуглавых орлов, иконография ко­торых отразила удивительные результаты кросс-культурных процессов. Всё это предстоит ещё исследовать не только культурологам, этнологам и психологам, но и социологам, искусствоведам и геральдистам.

Список литературы Вахта В. М. Проблема аккультурации в совр. этногр. лит-ре США// Со­временная американская этнография. — М., 1963.

Вилинбахов Г. В. Государственный герб России: 500 лет. — СПб, 1997.

Гиртц К. В поисках интерпрпретативной теории культуры //Антология исследований культуры. — Т. 1 — СПб, 1997.

Пчелов У. В. Российский государственный герб: композиция, стилистика и семантика в историческом контексте. — М., 2005.

Ражнёв Г. В. Герб России: развитие символики. — Смоленск, 2006.

И. Н. Рахманина

Астрахань, Астраханский государственный университет

Updated: 01.09.2013 — 09:54