область кросс-культурной психологии

Читатель, несомненно, поймет, что эта книга избирательно представляет многообразную область кросс-культурной психологии. Конечно, многие важные точки зрения, эмпирические исследования и программы внедрения не упомянуты, несмотря на то, что широко изучаются. Наш выбор, однако, не был случайным, а был определен разработанной экокультурной структурой, которая представлена в начале книги. Центральное положение этой структуры состоит в том, что индивидуальное поведение развивается и проявляется как адаптивное к конкретным экологическим и социально-политическим контекстам.

Мы также приняли точку зрения, что психологические процессы являются обобщенными видовыми характеристиками. Эти общие психологические качества воспитываются и формируются в результате инкультурации и социализации, иногда в дальнейшем на них влияет аккультурация, и, в конечном счете, они открыто проявляются в типах поведения людей. Направленное процессами трансмиссии в относительно раннем возрасте, поведение в последующей жизни находится под прямым влиянием экологических, культурных и социально-политических факторов. Короче говоря, культура, в самом широком смысле, является главным источником разнообразия поведения человека. Именно общие для всех людей качества делают сравнения возможными и интересными.

Наша инициатива имеет некоторые четко сформулированные цели, и разумно было бы спросить, достигла ли их область кросс-культурной психологии вообще и эта книга в частности. По нашему мнению, третья цель, которая сформулирована в главе 1, we была достигнута: мы нисколько не приблизились к созданию универсальной психологии через всестороннюю интеграцию результатов сравнительных психологических исследований. Однако некоторые важные шаги нами предприняты, с точки зрения, того, каким образом психика человека сходна в разных культурах и как появляются важные различия в поведенческом репертуаре. В главах 2 — 8 представлен обзор эмпирических исследований в различных областях кросс-культурной психологии, который вполне убедительно свидетельствует как в пользу существования общечеловеческих психологических качеств, так и вариаций в развитии и проявлении этих качеств в разных культурах.

Во II части книги мы рассмотрели четыре области и исследования той территории, в пределах которой, в значительной степени, действовала кросс-культурная психология: культура, биология, метод и теория. В этом разделе, по существу, предлагается схема для объяснения рассмотренных ранее материалов, объединяющая их с родственными дисциплинами и фундаментальными проблемами сравнительной науки. Поступая таким образом, мы намеревались подняться над уровнем описания

До уровня возможных (и альтернативных) интерпретаций. Главным было осознание различия между абсолютизмом, релятивизмом и универсализмом как способами осмысления часто тонких и сложных взаимодействий между сходством и различиями психологии в разных культурах. Хотя мы избрали универсалистскую позицию, возможно, что дальнейший прогресс в биологических и культурных науках укрепит приверженность абсолютизму или релятивизму, по крайней мере, для некоторых частей всего диапазона типов поведения.

Кросс-культурные психологические результаты могут быть оценены не только с помощью дисциплинарных, методологических, и теоретических критериев, но также и с помощью практических мер в мире повседневных проблем. В свою очередь, мы выборочно рассмотрели области (часть III), которые представляют действительный интерес для многих людей в различных частях мира. Используя результаты, инструменты и идеи, почерпнутые из фундаментальных исследований кросс-культурной психологии, мы проанализировали, как кросс-культурный подход способен обнаружить различия. В быстро меняющемся и все более тесно связанном мире проблемы аккультурации и межкультурных отношений, интерес к образованию, работе, общению, здоровью и национальному развитию вышли на передний план и стимулировали многих ученых сконцентрировать свои усилия на исследовании этих проблем. Получены неполные ответы, и многое еще необходимо сделать, однако, по нашему мнению, представленные свидетельства указывают на центральную и важную для кросс-культурной психологии роль в оказании помощи при решении некоторых первостепенных проблем, с которыми сталкивается мир.

Научный анализ существует не в вакууме; его, в конечном счете, необходимо продемонстрировать и объяснить, сточки зрения его перспективы для благосостояния людей. Мы понимаем, что это слишком трудновыполнимая задача, с которой сопоставимо лишь определение «благосостояния всех людей». Однако кросс-культурная психология претендует на то, чтобы выйти за пределы своей собственной культуры. С глобальной точки зрения, различия в благосостоянии между обществами настолько поразительны, что дебаты по этому поводу скоро станут примером лицемерия. Несмотря на глобализацию (в основном, выгодную для тех, кто контролирует средства производства и распределения), продолжает существовать главное разделение обществ на богатые и бедные, что нельзя игнорировать. Поэтому возникает вопрос, с помощью каких конкретных знаний кросс-культурные психологи могут улучшить ситуацию. Если рассматривать историю психологии, становится очевидным, что ее теоретические основы недостаточно сильны. Даже успех теорий таких гигантов, как Фрейд, Пиаже и Выготский, был недолговечным, и многие их идеи не выдержали более позднего критического анализа.

Можем ли мы притворяться, что в кросс-культурной психологии существует кладезь готовых для использования знаний, пригодных для улучшения ситуации, особенно, изменения положения бедных в этом мире? По нашему мнению, это тот случай, когда мы готовы искать баланс между научным ограничением (используя лишь хорошо проверенные знания) и принятием риска, из-за существующих потребностей, к которым необходимо обращаться здесь и сейчас. Такое равновесие было явно и недвусмысленно предложено в конце 16 главы в отношении проблемы здоровья.

Однако для других областей применения также будет всегда актуален вопрос о том, как достичь оптимального баланса между использованием лишь твердо установленных знаний и необходимостью решительных действий.

Конечно, кросс-культурные исследователи не просто искатели знаний; они неизбежно являются частью межкультурного процесса, в котором большую роль играет не только получение информации, но и многие другие факторы. В некоторых главах мы коснулись политических и этических, наиболее часто задаваемых вопросов: почему выполняется исследование, чьим интересам служит, и с кем будут делиться информацией? Несмотря на то (см. гл. 9), что кросс-культурные исследователи долгое время были Добытчиками Знаний, сейчас они начинают признавать, что интересы исследуемого населения лежат отчасти и на их ответственности. Вместо простого изучения группы, следует присоединиться к ней, анализируя вопросы, которые Она Считает важными. Пока продолжается вмешательство, это вполне справедливо. А программы по вмешательству, действительно, следует создавать так, чтобы они соответствовали потребностям целевой популяции и с явным участием ее представителей для определения вопросов и целей, которые необходимо рассмотреть.

Мы также показали (главы 1, 9 и 10), что не следует ограничивать сотрудничество лишь «культурным партнерством», а необходимо его расширять до «дисциплинарного партнерства». Кросс-культурная психология является, по существу, «интердисциплиной». Она основывается не только на психологии, но также и на других социальных, биологических и экологических науках. Это важная научная ниша, которую необходимо заполнить, так как человечес-

Кие проблемы (и, следовательно, возможность достижения человеческого благосостояния), что очевидно, не являются исключительно психологическими. Многие современные проблемы возникли из-за таких социальных и политических изменений, как деколонизация и глобализация (иногда на грани неоколониализма). Как следствие этих изменений — потоки мигрантов и беженцев, экономическое и политическое неравенство, обилие психологических, социальных и физических проблем (включая расизм, этнические конфликты и войны, распространение ВИЧ/СПИД). Все эти проблемы имеют очевидные психологические и культурные аспекты. Однако следует быть осторожными, чтобы наш главный интерес к влиянию культуры на поведение не приводил к исследованию исключительно культурных различий поведения. Такой особенный акцент присутствовал ранее в нашей дисциплине, и иногда мог приводить к предубеждению и межкультурной враждебности. Поэтому в этой книге мы особенно подчеркнули, как существование культурных различий, так и продолжающихся культурных изменений.

Чтобы выполнять свои обязательства, кросс-культурной психологии необходимы три главных изменения: развитие настойчивой и совместной работы по специфическим темам, объединение психологов всех обществ в это предприятие и убеждение наших студентов и коллег принять точку зрения, что культура является одним из наиболее важных компонентов человеческого поведения. Если эта книга будет стимулировать любое из этих изменений, мы будем считать себя вознагражденными.

Updated: 01.03.2014 — 15:56