Применение психологии

Индигенизация индигенные Психологии Мир Большинства

Национальное Развитие Этнопсихология

Применение кросс-культурной психологии для решения проблем в разнообразных культурах было основной темой третьей части этой книги. В принципе, эта научная дисциплина сбалансирована для того, чтобы быть использованной в

Ряде областей (аккультурации, межгруп — ·

Повых отношений, образования, работы, общения и здоровья). Однако в этой главе мы попытались установить некоторые концептуальные и практические рамки. Главное — это необходимость удостовериться в том, что наука и проблема согласованы. Располагая элементарными знаниями первой части и методологическими и теоретическими инструментами второй, мы полагаем, что такое согласование Возможно. Чтобы выполнить эту задачу, необходимы двусторонние рабочие группы и обмен психологическими знаниями.

Существует широкое разнообразие подходов к применению психологии на практике — от чисто научных до потребительских. Хеллер (1986) представил обзор, в котором различает следующие категории:

1. Традиционный подход («чистая наука»): он включает экспериментальное исследование, теорию и моделирование. Применение не является необходимым результатом, и распространение знаний в основном происходит через академические книги и журналы.

2. Установка связи между исследователем и потребителем: исследователи разрабатывают проекты, но они предназначены для внедрения на практке. Иногда исследователи бывают вовлечены во внедрение полученных результатов. Кроме распространения по академическим каналам, существует также более популярное распространение.

3. Равноправие исследователя и клиента: исследователь и клиент обсуждают проблемную область и разрабатывают исследовательский проект. Предполагается инициативное и активное сотрудничество исследователя и клиента. Когда подчеркивается скорее внедрение, а не факт научного открытия, используется метод «исследования деятельности». Академические публикации (обычно требуют разрешения клиента) занимают второе место после распространения знаний через клиента.

4. Профессиональное исследование для клиента: ему прелагают совет или помощь на основе знаний научного консультанта и его экспертной оценки. Распространение через публикации ограничено; следует предоставлять рекомендации по тренингу или по организационным изменениям.

5. Поиск по заказу: клиент обращается к специалисту (например, консультанту или менеджеру по персоналу) или даже неспециалисту в области науки о поведении или социальным наукам. Лучшие из современных знаний, с точки зрения этого человека, являются основой для действия. На такую разновидность знаний обычно сильно влияет личный опыт и популярные понятия, которые называются «здравым смыслом». Распространение вне системы клиента минимально.

Эти пять категорий отличаются по множеству параметров. Фундаментальное исследование обычно финансируют университеты или научные фонды, тогда как большинство прикладных исследований и просьбы о помощи обычно оплачивает сам клиент. Фундаментальное исследование занимает длительное время, а результат получается зачастую сомнительным, тогда как консультация и интервенция, основанные на текущем осмыслении проблемы, осуществляются немедленно. Поскольку фонды являются более ограниченными, а безотлагательные потребности более срочными, возможности для фундаментальных исследований становятся более затруднительными.

Существует устойчивое неравенство между нациями, которые обеспеченны или бедны в отношении ресурсов, а также численностью профессионалов, владею-

Щих научным опытом. Так как фундаментальное исследование осуществляется, прежде всего, учеными, ответственность научного сообщества заключается в том, чтобы принять во внимание и другие потребности, кроме локальных или национальных.

Внедрение в практику результатов исследования является, главным образом, делом местных специалистов. В социальных науках и науках о поведении, где близкое знакомство с местными обстоятельствами является важным требованием, международное сообщество (которое для любого данного развивающегося общества, в значительной степени, состоит из посторонних) играет ограниченную роль. В экономически бедных странах недостаток местных специалистов, вспомогательных средств, таких, как хорошая библиотека, и частая перегруз. ка работой налагают серьезные ограничения на распространение научной информации и ее использование*.

По нашему мнению, схема Хеллера оставляет место для объединения интересов подобных тем, которые выразил Мехриар и другие авторы мира большинства. В некоторых категориях Хеллера клиент и исследователь сотрудничают, или клиент сам проявляет инициативу. Важным шагом на пути к успешным результатам исследования является соответствующая беседа с клиентом (это может быть общество, которое представлено местными психологами, они же могут выражать интересы своего общества и проверять пригодность возможных решений). Предложенные мероприятия мало способствуют смягчению проблем неравенства власти между обществами в политическом смысле, но должны помочь создать, по крайней мере, отношения взаимозависимости между психологами, вовлеченными в этот процесс.

* См. Perez & Dasen, 1999.

)МП11НЯ1НМ11П1ЯМ№МП1ЯОТ^Я11МНОТ11Я1Я1Ш№Я! Я

Тным лицам и учреждениям. Считалось, что развитие имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Положительной стороной было усовершнство-ванное жилищное строительство, современные товары потребления, водопровод, электричество, улучшенные дороги и больницы. Отрицательной стороной были противоречивые чувства, отчуждение, бессилие, зависимость и неудовлетворенность правительством. Оказалось, что наиболее эффективным посылом к Развитию Было получение формального образования, что, в свою очередь, ведет к хорошо оплачиваемой работе. В то время как жизнь теперь считалась лучше предыдущей (в материальном отношении), существовало также ощущение,

Что наступило моральное разложение. Это тщательно исследованное представление о развитии в нигерийской деревне является ответом критикам понятия «развития» (которые утверждают, что это лишь западное понятие). Это представление о развитии легко узнать, так как оно является общераспространенной ориентацией во многих частях мира.

Роль психологии в исследовании и осуществлении национального развития особенно отстаивалась в Индии. Например, журнал под названием «Психология И Развивающиеся Общества»п Начал выходить в 1989 по инициативе Д. Синхи. Его интересы также были на-

42 Psychology and Developing Societies.

Правлены на проблему бедности и ее отношение к национальному развитию. Другим индийским психологом, сделавшим особенно важный вклад в исследование национального развития, является Дж. Б. П. Синха43. В его интегрированном подходе, характерном и для психологов из промышленных и развивающихся стран, психология рассматривается как «партнер в развитии» наряду с другими дисциплинами. Он проследил эволюцию значения термина «развитие» и связанное с этим изменение роли психологии. В 1950-х гг. термин «национальное развитие», по большей части, понимался

Как синоним термина «экономическое развитие», что, естественно, было вотчиной экономистов… однако… экономическое развитие недавно получивших независимость наций не подчиняется рациональной формуле экономии, инвестиций и роста из-за вмешивающихся влияний социокультурных особенностей традиционных обществ.

Западные представления о «развитии» продолжали господствовать потому, что западные психологи и другие представители социальных наук стремились доминировать при любом сотрудничестве, потребность в котором все возрастала44. И лишь в 1960-х гг. некоторые эволюционные психологи мира осознали, что для прогресса необходимо знание локальных или индигенных точек зрения. Например, Сингх45 смог показать, что теория Вебе-ра, которая связывает этику протестантов (христиан) с экономическим ростом (и обратное утверждение о том, что индуизм ограничивал экономический рост) непригодна, если отношения между религиозной идеологией и экономикой

43 См. J. В. P. Sinha, 1970, 1980, 1984b, 1990.

44 См. убедительное доказательство этой точки зре
ния у Blackler, 1983.

45 См. Singh, 1967.

Рассматривать с индуистской точки зрения. Для индийских ученых, «западные модели развития укоренились в западных ценностях… где индивид был и все еще является действующим лицом, а также объектом социального изменения». С западной точки зрения, этот индивид открыт для нового опыта, он относительно независим от родительского авторитета, связан со временем и планированием. Он желает отложить удовольствие, предполагает господство над природой, верит в детерминизм и науку, обладает широкими космополитическими взглядами, имеет обширные знакомства и конкурирует, испытывая, как правило, чувство превосходства46. Такие индивиды нетипичны для многих развивающихся стран, и поэтому возникает вопрос, необходимы ли они для национального развития. Синха так не думает. Существуют альтернативные психологические профили, которые могут служить основанием для развития. Например, поведение сотрудничества (а не соревнования), отношение к лидеру как к «воспитателю» может быть плодотворной и удовлетворяющей формой экономической деятельности47. Для Дж. Б. П. vJhhxm (1984b. с. 173) мобилизация человеческого ресурса в Индии должна сосредоточиться на ключевых индивидах как инструментах изменения, которые внедрены в социальные группы и коллективы.

Учитывая 3-70 положение, мы можем признать один из важных вкладов кросс-культурной психологии: знания и точки зрения, полученные в исследованиях других культур, могут давать самую необходимую перспективу и обеспечивать альтернативные способы действий для западного психологического исследова-

46 См. Triandis, 1984.

47 См. J. В. P. Sinha, 1984b, 1980, 1995; ср. гл. 14
с. 171.

Ния и его применения. Чтобы повысить свою ценность, кросс-культурная психология должна быть улицей с двусторонним движением, примером чего может служить данное обсуждение национального развития.

Updated: 01.03.2014 — 11:06