Этапы и условия актуализации этнокультурного Я в самосознании студентов

Степанова Г. С.

Осознавая себя как социального субъекта, человек идентифицирует себя с различными социальными общностями, национальной (этнической) в том числе. Идентификация может быть различной по полноте (сравне­ние по одному или нескольким признакам), в разной степени осознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер. Осознаваемая сторо­на этнокультурной идентичности проявляется в этнокультурном Я, под ко­торым мы понимаем четкое представление о себе как носителе этнокуль­турных традиций, особенностей и ценностей, а также индивидуальной от­ветственности за состояние и сохранение национальной культуры. Неак — туализированность (несформированность) этнического Я обуславливает слабость гражданских позиций личности и размытость смысложизненных ориентаций. На уровне общности это является причиной психологического ослабления этноса как социально-психологической целостности.

Важным периодом в становлении этнического самосознания является юношеский возраст. Лонгитюдное исследование этнического самосозна­ния студенческой молодежи, в котором приняли участие студенты первых — вторых курсов Воронежского педагогического университета и Старо­Оскольского филила Воронежского экономико-правового института (в пре­обладающем большинстве отнесших себя к русской национальности) пока­зало, что этнокультурное Я современных русских студентов характеризу­ется недостаточной актуализированностью, проявляющейся в слабой вы­раженности этнонима (самоназвания), в противоречивом состоянии авто­стереотипов, расхождении этнокультурных Я-образа и Мы-образа, недоста­точно выраженной рефлексии по поводу своих этнокультурных особенно­стей и своей роли в сохранении и развитии этнической культуры. Основны-

103

Ми причинами такого состояния были выделены: недостаточная этнокуль­турная осведомленность и отсутствие опыта межкультурного сравнения, в процессе которого происходит осознание себя как представителя общности; недостаточный уровень личностного развития студентов, проявляющийся в слабом стремлении к самоактуализации; высокий уровень эго-защит; отсут­ствие навыка самоанализа и саморефлексии. С целью достижения положи­тельной актуализации этнокультурного Я и преодоления явлений этноцен — тизма, сопровождающих этот процесс, на первом этапе осуществлялась ор­ганизация учебной деятельности, содержательно адекватной этнокультурно­му контексту, что способствовало последовательному формированию этно­культурных образов «Они» и «Мы», но оказалось недостаточным для актуа­лизации этнокультурного «Я». Следующим этапом было внедрение в учеб­ный процесс интерактивных методов (тренинговых элементов), что способ­ствовало прохождению студентами этапа этнокультурного самоисследова — ния, конфликтной саморефлексии, снижению таких эго-защит, как регрес­сия, проекция, замещение, что в целом способствовало повышению уровня самоактуализации личности. Создание вышеуказанных условий способство­вало в конечном итоге последовательному и непротиворечивому формирова­нию этнокультурных образов «Они», «Мы», «Я». Положительная актуализа­ция этнокультурного Я значимо коррелировала с такими личностными изме­нениями, как усиление потребности в самореализации, появление ценности «активная, деятельная жизнь», убеждения, что человеку дана способность контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь.

Updated: 06.09.2013 — 17:47