ПСИХОСИНТЕЗ Р. АССАДЖИОЛИ

Итальянский психиатр и психотерапевт Роберто Ассаджиоли (1888-1974) был последовательным учеником Фрейда и не под­вергал критике его классический психоанализ. Однако он спра­ведливо считал, что если есть анализ (разъединение), то должен быть и синтез (соединение). Это и есть некоторая попытка прими­рения Фрейда и Юнга: с одной стороны, Ассаджиоли принимает классический психоанализ Фрейда, а с другой стороны, дополняет его терапевтическим подходом Юнга, который предусматривает две стадии: сначала аналитическую, а затем синтетическую.

Возникает вопрос: внес ли Ассаджиоли что-то новое в идеи Фрейда и Юнга и можно ли психосинтез считать самостоятель­ным направлением?

Практика чрезвычайной популярности психосинтеза ответила положительно на оба эти вопроса.

Несмотря на творческое заимствование идей своих знаменитых предшественников, Ассаджиоли создал свою теорию структуры личности (кстати, внеся в нее идею Альфреда Адлера о врожден­ном бессознательном стремлении к самосовершенствованию), ввел целый ряд новых понятий, а также разработал четкую практику психотерапевтических упражнений.

В настоящее время психосинтез широко применяется в раз­личных областях. В психотерапии (как в медицинской, так и в немедицинской) он используется для лечения психосоматических заболеваний, выявления и коррекции пограничных нервно-психических состояний, уточнения и преодоления неврозов и дру­гих личностных проблем.

Психосинтез и его отдельные элементы и упражнения приме­няются в различных системах педагогики и воспитания.

В связи с широкой популяризацией идей и приемов психосин­теза в многочисленных научных и популярных изданиях, на семи­нарах и тренингах, он стал все более распространяться как метод самопознания и самосовершенствования личности.

Мы уже говорили о том, что психосинтез опирается на психо­анализ Фрейда. Сам Ассаджиоли считал, что где классический психоанализ заканчивается (найдя причину невроза), психосинтез только начинается, помогая сложить разложенные части лично­сти в более совершенную комбинацию, при этом напоминая, что сложить «новую» личность можно лишь в пределах резервов ее личностного роста, но не более того.

Основные подходы психосинтеза Ассаджиоли лучше всего по­нять, рассматривая предложенную им структуру личности.

Структура личности по Ассаджиоли включает:

— низшее бессознательное;

— среднее бессознательное (предсознание);

— высшее бессознательное (супербессознательное);

— поле сознания;

— сознательное Я;

— высшее Я;

— коллективное бессознательное.

Низшее бессознательное

Низшее бессознательное близко к «фрейдовскому» Оно и за­ключает в себе наиболее простые животные (и одновременно жизненно необходимые) инстинкты. Оно содержит сильные энер­гетические ресурсы, эмоционально заряжено. Одновременно Ас­саджиоли считает, что здесь условно локализуются неконтроли­руемые парапсихические процессы и фантазии, которые могут быть источниками как кошмаров, так и творчества.

Среднее бессознательное (предсознание)

Это промежуточная зона перехода бессознательного в соз­нание и наоборот. Здесь наши бессознательные ощущения, вос­приятия и впечатления оформляются в осознаваемые (в раз­личной степени) психические состояния и навыки. Именно здесь, считает Ассаджиоли, «зреют плоды нашего ума» путем все более четкого осознавания потребностей, эмоций, интуи­тивных озарений.

Высшее бессознательное (супербессознательное)

Если два предыдущих раздела личности выходили (влияли) на наше сознательное Я как бы снизу, то высшее бессознательное влияет на него сверху. Это интересное принципиальное добавле­ние к структуре личности по Фрейду, отводившему бессознатель­ному лишь «нижний этаж» примитивных эмоций, с которыми с разной степенью успеха борется сознательное Я с позиции созна­тельного Сверх-Я(Супер-Эго).

То есть можно сказать, что по Ассаджиоли человек изначально выглядит «попривлекательней», чем у Фрейда, так как даже бес­сознательное имеет у него не только низшую, но и высшую фор­му, включая такие врожденные (а не навязанные Сверх-Я) ценно­сти, как альтруизм, потребность в красоте и в творческом само­выражении, героизм (вплоть до самопожертвования) и другие вы­сокие чувства и потребности.

Разумеется, нельзя говорить о том, что низшее бессознатель­ное хуже высшего, — каждое из них играет свою важную роль. Просто если ту же тягу к творчеству Фрейд объяснял сублима­цией низших инстинктов, то Ассаджиоли считал самостоятель­ным высшим инстинктом.

Образно можно представить, что по Фрейду Сверх- Я тяжело вытягивает «за волосы» наше сознательное Я из болота бессозна­тельных инстинктов в цивилизованное состояние. А по Ассад­жиоли бессознательные инстинкты тянут человека не только вниз, но и вверх, к реализации высших потребностей. Ясно, что такой вывод позволяет более оптимистично взглянуть на процессы пси­хотерапии, воспитания и даже перевоспитания.

Здесь вы можете увидеть некоторую аналогию со взглядами Альфреда Адлера (нашедшими дальнейшее развитие в гуманисти­ческой психологии), который считал, что в человеке изначально заложено стремление к самосовершенствованию.

Ассаджиоли считал, что в высшем бессознательном локализу­ются и высшие парапсихические процессы.

Поле сознания

В этот раздел Ассаджиоли включает осознаваемую, анализи­руемую индивидом часть личности, ощущений и восприятии. При этом он, как и все психоаналитики, не утверждает, что это осоз­нание объективно.

Сознательное Я (или собственно Эго)

Этот раздел находится в центре сознания. Если поле сознания охватывает различные ощущения и восприятия, то его центр — это рефлексивное Я, то есть целостное Я, «видящее себя со сто­роны». Ассаджиоли наглядно сравнивает поле сознания с осве­щенным экраном, а сознательное Я с проецируемым на этот эк­ран изображением.

Высшее Я

Этот раздел наиболее ярко показывает собственные достиже­ния психосинтеза. Ассаджиоли считает высшее Я — истинной сущ­ностью человека, к которой он неизменно возвращается после различных отклонений в другие состояния сознания (сон, обмо­рок, состояние аффекта, наркоз, опьянение, бред, гипноз и т. п.). Именно осознание своего личного высшего Я Ассаджиоли счита­ет условием психического здоровья.

Коллективное бессознательное

Ассаджиоли согласен с Юнгом в том, что индивидуальное бес­сознательное существует не изолированно, а множеством незри­мых нитей связано с коллективным бессознательным как в про­странстве (бессознательная связь с психикой современников), так и во времени (связь с памятью предков, поколений, опытом всего человечества).

Как уже говорилось, решающим условием обретения психиче­ского здоровья Ассаджиоли считает постижение своего высшего (то есть истинного) Я. Именно на базе этого постижения (и только после этого) индивид с помощью терапевта налаживает наиболее гармо­ничные взаимоотношения с самим собой, с другими людьми, с окру­жающим миром. Это и составляет сущность практики психосинтеза.

Технически эта процедура подразделяется на следующие этапы:

— глубинное постижение своей личности в целом;

— выявление основных элементов личности и контроль над ними;

— выделение своего высшего (истинного) Я и его постижение;

На этом этапе происходит выявление или формирование объеди­няющего центра ЯСобственно психосинтез (то есть формирова­ние или переформирование личности вокруг вновь созданного или выявленного Объединяющего центра Я).

Рассмотрим коротко каждый из этих этапов.

Глубинное постижение личности

Эта работа начинается с анализа проявлений Низшего бессозна­тельного и во многом напоминает подходы Фрейда к работе с Оно. Здесь Ассаджиоли согласен с Фрейдом в том, что причинами раз­личных психологических комплексов, неврозов являются ранние детские переживания, впоследствии вытесненные из сознания.

Согласно терминологии психосинтеза, эти вытесненные пере­живания сохраняются в виде Фантазии, мыслеобразов, темных сил, провоцирующих и усугубляющих неврозы.

На этом же этапе, после анализа Низшего бессознательного, те­рапевт подводит клиента к изучению среднего и высшего бессоз­нательного, помогая ему увидеть свои скрытые творческие спо­собности, свое Истинное призвание.

Здесь Ассаджиоли рекомендует не проявлять самодеятельности и работать под руководством квалифицированного психоанали­тика традиционными фрейдовскими методами.

Все различие задач психосинтеза и классического психоанали­за на данном этапе Ассаджиоли видит в том, что в психосинтезе психоанализ играет не основную, а подчиненную роль, подготав­ливая клиента к основной терапевтической работе — синтезу.

Выявление основных элементов личности и контроль над ними

Эти этапы могут проходить как в строгой последовательности, так и одновременно, так как процесс глубинного познания лично­сти, а затем и познания своего истинного Я — бесконечны.

Естественно, что для того, чтобы определить элементы лично­сти, присущие ей, но не являющиеся ее сущностью, надо опреде­лить эту сущность, то есть одновременно с выявлением элементов совершенствовать свое истинное, высшее Я.

На данном этапе применяются два основных метода:

А) разотождествление;

Б) работа над субличностями.

Разотождествление

Это процесс отделения себя от того элемента личности, кото­рый клиент ошибочно воспринимает как свою сущность и кото­рый, по мнению терапевта, является причиной невроза или усу­губляет его. По этому поводу Ассаджиоли пишет: «Над нами вла­ствует то, с чем мы себя отождествляем, но мы можем осуществ­лять контроль над тем, с чем себя отождествляем».

Например, у каждого человека бывают полосы неудач, но не­которые под их воздействием начинают считать себя неудачника­ми и перестают предпринимать даже вполне доступные им уси­лия, чтобы исправить положение. Другой человек, на протяжении определенного времени страдающий каким-то заболеванием или считающий себя больным (ипохондрик), начинает отождествлять себя с болезнью. Такие отождествления формируют и усугубляют неврозы и нуждаются в Разотождествлении.

Психотерапевт помогает клиенту понять, что неудачи или бо­лезнь являются не сутью его личности, а лишь ее Элементами, от которых он должен сначала отделиться психологически, а затем и фактически.

Некоторые отождествления себя с элементами личности мо­гут казаться вполне безвредными и даже стимулирующими самосовершенствование, но на каком-то этапе могут стать причи­ной неврозов.

Например, фотомодель, манекенщица, спортсмен могут отожде­ствлять себя с красивым и ловким телом. На определенном этапе это будет помогать им в избранном амплуа. Однако с возрастом (который для других профессий считается еще молодым) они могут начать переживать, что их тело теряет молодость и совершенство. А так как они отождествляют свою личность именно с этим элемен­том, то многие из них будут считать это личностной катастрофой.

Знаменитая голливудская актриса Мерилин Монро, считав­шаяся секс-символом Америки, невольно отождествляла себя главным образом с молодой и красивой внешностью и задолго до критического возраста начала впадать в депрессию (и принимать наркотики), понимая, что век актрисы такого амплуа короток.

В отличие от нее не менее выдающиеся звезды кино Грета Гарбо и Марлен Дитрих отождествлялись зрителями (и отождествляли себя) не только с внешней красотой, но и с тонким интеллектом, совершенствование которого безгранично. Поэтому они пользова­лись успехом и находились в мобильном состоянии многие годы.

Конечно, и для них красота и молодость были важны, но это не были элементы их личности, а у Мерилин Монро это отождеств­лялось с самой личностью, поэтому страх утраты этого (еще за­долго до самой утраты) привел ее к личностной катастрофе.

Так, женщина, которая рассматривает себя в первую очередь как объект физического влечения, очень болезненно относится к своим возрастным изменениям. Если же она начинает восприни­мать себя и как постоянно совершенствующуюся хозяйку дома, заботливую мать, а затем и любящую и любимую бабушку, воз­растные изменения воспринимаются значительно менее печально и уж во всяком случае не катастрофически.

Поэтому важно научиться отождествлять себя с положитель­ными для психического здоровья элементами личности, а с теми, которые таят в себе опасность усугубляющегося невроза, надо стараться разотождествляться, понимая, что это не сущность лич­ности, а лишь один из элементов ее, к тому же далеко не главный. Процесс этот не простой и требует терпения и квалифицирован­ного руководства.

От этих рассуждений всего один шаг до следующего метода этого этапа психосинтеза — работы с субличностями.

Работа с субличностями

Можно сказать, что субличности отличаются от элементов личности тем, что если элементы — это определенные качества, то субличности — это более целостные образы самовосприятия.

У каждого из нас несколько субличностей, обладающих отно­сительной самостоятельностью. Так, наше восприятие себя как сына своих родителей отличается от нашего восприятия себя как отца своих детей. Наше самовосприятие как начальника по отно­шению к одним сотрудникам отличается от нашего восприятия себя как подчиненного по отношению к другим.

Эти субличности могут жить дружно, не мешая и даже помогая друг другу, а могут и конфликтовать. А так как еще древние гово­рили: «Главное — жить в мире с самим собой», то взаимоотноше­ния наших субличностей не «их личное» дело, а реальная причина охраны нашего психического здоровья или наоборот — формиро­вания и усугубления неврозов.

У одного мужчины субличности мужа и любовника не меша­ют друг другу, а для другого являются причиной полного внут­реннего разлада. Еще сильнее подобные ситуации переносятся женщинами.

У одной девушки субличности жены и дочери «дружат» друг с другом. У другой враждуют, так как ее муж и ее мать недолюбли­вают друг друга, а она любит и его и ее, и перед ним искренне за­щищает ее, а пред нею — его, то есть видит одну и ту же ситуацию глазами двух своих же конфликтующих субличностей.

В человеке могут уживаться, а могут и входить в противоречие субличности хорошего работника и веселого гуляки. В одном случае один ругает второго за лень и выпивки, а второй огрыза­ется: «Да пошел ты со своей работой. Уж и отдохнуть нельзя». А в другом случае эти субличности мирно сосуществуют, договорив­шись: «Вот сейчас хорошенько поработаем, а вечерком или в вы­ходные можно погулять, ничего страшного».

Поэтому задачей психотерапевта является работа именно с те­ми субличностями, которые конфликтуют и этим самым усугуб­ляют психологические проблемы клиента.

Следует помнить, что в наличии большого количества сублич­ностей у одного человека нет ничего плохого. Напротив, чем больше субличностей у нормального психически здорового чело­века, тем духовно богаче сама личность.

Важно, чтобы какие-то из этих субличностей не вошли в непре­одолимый конфликт друг с другом. Именно в этих случаях (и толь­ко в этих) требуется квалифицированная работа с субличностями.

Если обнаруживается, что субличность, «нежелательная» с точки зрения морали и психического здоровья индивида, начина­ет властвовать над всей личностью, начинается работа по Дезидентификации (отстранению от мешающей субличности).

Неправда ли, это аналогично процессу Разотождествления с элементами личности? То есть индивид с помощью терапевта должен осознавать, что эта субличность не заполняет всю его личность и вполне может быть отстранена. Для этого очень важно распознать свое Истинное (высшее) Я, которое и окажется Объеди­няющим центром личности.

Перед нами трудная и длительная задача, и надо честно при­знаться, что не каждому клиенту даже под руководством квали­фицированного психотерапевта удается ее решить полностью. Однако даже частичный успех в этом направлении помогает легче переносить психотравмирующие состояния.

Следует помнить, что истинное Я отличается от элементов и суб­личностей своей неизменной сущностью. Именно это свойство и по­зволяет ему (истинному Я) выполнять роль Объединяющего центра на протяжении длительной и кропотливой терапевтической работы.

Истинное Я, по словам Ассаджиоли, представляет собой стержень личности, чистое сознание, то есть сознание, свободное от влияния временно господствующих в нем элементов и субличностей.

Задача психотерапевта на этом этапе — выработка у клиента способности его истинного Я разотождествляться с отдельными элементами и дезидентифицироваться с различными сублично­стями, то есть отделяться от них для их анализа, контроля и управления ими как бы со стороны.

Обретение такой способности позволит сохранять душевное спокойствие и равновесие и обретать гармонию психофизическо­го самоощущения, отделяя или хотя бы отдаляя (дистанцируя) свою сущность от временных переживаний, психотравмирующих мыслей и эмоций.

Если поиск и дистанцирование истинного Я как объединяю­щего центра личности не позволяет «докопаться» до него «внутри себя», то Ассаджиоли рекомендует сформировать такой центр «вне себя» в виде желаемой, наиболее привлекательной для нас сущности своего истинного Я. Это может быть иденти­фикация себя с любимым человеком; реальным, литературным или киногероем, просто с каким-то моральным идеалом (пат­риотизмом, героизмом, достижением успеха и т. д.). Нередко та­кая идентификация происходит непроизвольно, и тогда ее можно успешно использовать. В других случаях ее надо формировать.

Такой придуманный идеальный образ своего высшего Я назы­вается внешним объединяющим центром, вокруг которого тоже можно начать работы по отстранению нежелательных элементов и субличностей, их контролю и коррекции.

Психотерапевт в данном случае помогает в выборе этого иде­ального Я, исходя из реальных возможностей (личностных резер­вов) клиента. Он не должен стремиться стать своей противопо­ложностью (чего мы нередко хотим от себя или от наших близ­ких), из этого все равно ничего не получится, кроме разочарова­ния в себе и в методе психосинтеза.

Выбранная в качестве внешнего объединяющего центра цель личностного оздоровления и совершенствования должна быть объективно достижима: синтез (новая конструкция личности) мо­жет быть основан только на имеющихся и подвергнутых анализу личностных ресурсах.

Такой прием перестройки себя под выбранный самостоятельно или с помощью психотерапевта идеальный образ называется имаготерапией (от англ. Image — образ). Зародившись в недрах психо­синтеза, имаготерапия в настоящее время нередко применяется как отдельный терапевтический метод.

(Справедливости ради следует отметить, что этот метод Пере­воплощения во внутренний мир героя через подражание его внешне­му образу и манерам поведения широко применял К. С.Стани­славский в работе актера над ролью.)

Внешний объединяющий центр решает задачу примирения и координации стремлений низшего и высшего Я, снимая между ними скрытые конфликты, которые с позиции психосинтеза не­редко становятся причинами неврозов и труднопреодолимых пси­хологических проблем.

Обычно процесс формирования или переформирования лично­сти вокруг внешнего объединяющего центра представляют в виде четырех основных ступеней.

Первая ступень

Выбор идеальной модели своего желаемого Я

Для этого надо, как мы уже говорили, подобрать образ, дос­тижение которого потребует хотя и больших, но доступных для данного человека усилий. Нереальная, завышенная по отноше­нию к потенциальным возможностям данного человека оценка сделает психосинтез не только бесполезным, но и вредным, так как еще более усугубит фрустрацию и безнадежность. (Не зря многие фанатичные поклонники Фридриха Ницше, поверив в свои возможности стать сверхчеловеком и не сумев достичь этой цели, кончали жизнь самоубийством.)

Ассаджиоли делит выбираемые идеальные Я — образы на два ос­новных типа:

1) характерные для интровертов образы внутреннего, духовно­го совершенствования, достижения внутренней гармонии;

2) характерные для экстравертов образы лиц, достигающих об­щественно признанного успеха в различных сферах деятельности.

Важно, чтобы выбранный образ соответствовал (или хотя бы не противоречил) типу личности клиента — ярко выраженного интроверта или экстраверта. При этом не следует стремиться не­пременно отнести клиента к интровертам или экстравертам. Следует помнить, что у многих эти различия не выражены ярко, более 30% людей являются амбавертами, то есть их личности проявляют как интровертированную (внутреннюю) направлен­ность, так и эксравертированную (внешнюю) направленность. Таким людям следует подбирать Я-образы, исходя из других на­клонностей, способностей и интересов.

Вторая ступень

Конструктивное использование всех энергетических ресурсов

Ассаджиоли указывает на два основных энергетических ис­точника:

1) энергия бессознательного, высвобождающаяся в результате анализа, то есть «вскрытия» различных личностных комплексов и причин неврозов;

2) высвобождающаяся на разных уровнях личности энергия врожденного стремления человека к самосовершенствованию, обретению гармонии в слиянии со своим высшим (истинным) Я.

Но энергию бессознательного недостаточно высвободить. Ее еще нужно направить в конструктивное, созидательное русло или, как говорит Ассаджиоли, трансмутировать (перевести в иное качество).

В этом смысле трансмутация напоминает то, что Фрейд назы­вал сублимацией. Однако у Ассаджиоли это не спонтанный за­щитный механизм личности, а целенаправленный (с помощью те­рапевта) процесс на пути к идеальной модели личности.

Третья ступень

Дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых» элементов личности

Анализ модельных компонентов Идеального Я позволяет обна­ружить, что какие-то необходимые элементы недостаточно разви­ты или вообще отсутствуют. С этого момента начинается работа над их формированием и совершенствованием. Сюда же некото­рые психосинтетики добавляют работу над устранением или уменьшением влияния элементов, мешающих гармонизации лич­ности на пути к идеальному Я.

Для этого одновременно используются внутренний и внеш­ний пути.

Внутренний путь — это Самовнушение, что необходимые эле­менты идеального Я уже присутствуют и развиваются до нужно­го уровня. Самовнушение может использоваться и для устране­ния или уменьшения влияния на личность нежелательных эле­ментов.

Внешний путь — это Действенное формирование и совершенство­вание необходимых качеств (уверенности, смелости, выдержки, самоконтроля и др.) и психических функций (внимания, памяти, воображения и др.) путем систематической тренировки.

Здесь успешно используются бихевиористские методы как тре­нинга нужных умений (и качеств), так и систематической десенси­билизации или негативного подкрепления (для уменьшения или устранения) мешающих элементов.

Четвертая ступень

Гармонизация структуры личности

На этой ступени осуществляется четкое распределение и закре­пление иерархической зависимости (или субординационной соподчиненности) различных имевшихся в наличии, скорректиро­ванных и вновь сформированных элементов личности в соответ­ствии с выбранной идеальной моделью.

Работу на этой ступени, являющейся завершением всего психо­синтеза, сравнивают с творением красивой музыки из гармонич­ного соединения отдельных нот, которые существовали и до это­го, но, будучи неправильно распределены, доставляли мучение и исполнителю, и слушателям.

Р. Ассаджиоли и его последователи разработали и широко рас­пространили во всем мире целый ряд интересных упражнений. Приведем наиболее популярные из них.

Updated: 07.11.2012 — 14:13