Этнопсихология как наука

Этнопсихология как наука, изучающая психические особенности поведения отдельных народов, этнических образований или наций, возникла еще в глубокой древности. Однако сформировалась она в отдельную область знаний только в XVIII в., выполняя социальный заказ своего времени. Задачи этнопсихологии этого периода своди­лись к обоснованию таких понятий, как «единство культуры народов», «духовно-психологическая общность народов». Наиболее характерное отражение методологии этнопсихологических воззрений этого перио­да наблюдается в работах Ш. Монтескье. Этот этап развития этноп­сихологии связан с периодом буржуазно-экономических и соответст­вующих им общественно-политических отношений, которые породи­ли массовое производство товаров и их обмен, что существенно опре­деляло национальную культуру отношений, быта, традиций. Выпол­няя поставленные задачи своего времени, этнопсихология предпри­нимает попытки теоретического обоснования таких понятий, как «единство культуры народов», духовно-психическая общность наро­дов, ввела понятия «дух народа», «характер народа», предприняла по­пытки выделить особые черты поведения для каждого народа.

Во второй половине XIX в. можно отметить новую волну интере­са к этнопсихологическим проблемам. Направленность этих интере­сов наиболее ярко выражена в работах Г. Штейнталя, М. Лазаруса, Г. Лебона. Идеализация в их работах такого понятия, как «народный дух», независимость его от социальных условий выводит этнопсихоло­гические свойства народов на внеисторическое образование. Такой подход также явился выражением социального заказа того времени, который был связан с необходимостью оправдания колониальных устремлений европейской буржуазии и подавления развивающегося массового рабочего движения. Сущность идеи излагаемых теорий сводилась к классификации народов на первобытные, низшие, средние и высшие. Для развития высших рас вполне допускалось освоение жизненного пространства низших рас.

Особой направленностью в развитии этнопсихологии отмечается вклад, сделанный русскими революционерами-демократами В. Г. Бе­линским, Н. А. Добролюбовым, Н. Г. Чернышевским. В основу их тео­ретических обоснований положена общесоциологическая теория раз­вития народов. Ими впервые четко сформулирована определяющая значимость социальных отношений в формировании национальных качеств характера народа. Они резко выступали против ходячих пред­ставлений о национальных стереотипах поведения, которые и в на­стоящее время существенно мешают общению и взаимопониманию народов, вызывая подозрение и недоверие друг к другу.

В их работах с высокой убедительностью показано, что сословные и классовые чувства патриотизма менее похожи внутри одной нации своего народа, чем у соответствующих сословий и классов других на­родов. Не внеисторические национальные и этнические особенности характера народа, а социальные определяют психологию поведения масс, и только социальное равенство способно устранить эти проти­воречия. Такое заключение является основным в работах русских ре­волюционеров-демократов.

Начиная с 60-х гг. XX в., этнопсихология полностью сформирова­лась в самостоятельную науку, основываясь на большом материале этнографии и социальной психологии. Однако проблемы, которые должна решать этнопсихология, остаются прежними. Новый интерес к этим проблемам в настоящее время определился появлением в постсоветском пространстве многонациональных государств, повы­шением этнической активности, которая ведет к разобщению подлин­но интернациональных ранее интересов. С одной стороны, со все большей силой развиваются межгосударственные отношения, проис­ходит интернационализация научных, культурных, технических дости­жений, а с другой, все с большей остротой вспыхивают межэтнические столкновения, порождающие локальные войны. Лидеры этих выступ­лений опираются на необоснованные факты, произвольно устанавли­вая начало истории своего этноса. Важность правильного понимания природы возникновения и существования этнических и национальных особенностей характера народа во многом позволяет найти компро­миссные решения, упреждая насилие и террор в решении спорных во­просов, возникающих в разных точках планеты.

Несмотря на большие достижения в социально-историческом подходе понимания природы возникновения и развития различных этносов и наций, по-прежнему пропагандируется исконность их суще­ствования и неизменность особых чёрт характера и темперамента у того или иного народа. Преднамеренно поднимаются те факты исто­рии, где было совершено насилие над тем или иным народом.

Фактически в понятиях «этнос», «нация» определяющим компо­нентом является совместная взаимообусловленная производственная деятельность, которая и определяет общность культуры, языка, тер­ритории. Интеграция производственно-экономических, научно-куль­турных отношений приводит к интернализации народов. Нация и эт­нос, будучи социально-историческим явлением, подлежат закону из­менения и не могут рассматриваться как незыблемые образования.

Являясь отображением существующих на текущий момент произ­водственно-экономических отношений, данные социокультурные об­разования непрерывно опосредуют результаты складьшающихся взаимообусловленных отношений, которые и выступают системооб­разующими факторами в динамике развития этноса и нации. Язык, культура, общая территория являются составными компонентами, которые необходимы для организации совместных производственно-экономических отношений. Именно они и определяют особенности психологии отношений людей, взаимообусловленных организацией совместной деятельности и способом распределения конечного про­дукта этой деятельности. Родственные структуры организации таких производственных отношений порождают общность культуры, харак­терную этим отношениям. Различием может быть только язык, кото­рый выступает показателем территориальной разобщенности, но сложность языка в равной степени остается одинаковой для одинако­вых уровней экономического развития народов. Государство начина­ется с экономических отношений, а не с языка, язык является следст­вием необходимости общения в экономических и соответствующих им культурных отношениях.

Усложняющаяся производственная деятельность в соответствии с объективными закономерностями определяет оптимальную числен­ность людей, охваченных совместными отношениями. На этом пути интернализации общества более сильная сторона поглощает слабую, и в зависимости от соотношения сил и их направленности происходит ассимиляция культур и языков или их полное подчинение и исчезно­вение. Примером этого процесса может быть формирование славян­ского этноса или любого другого. О многих из них в истории народов не осталось даже следов. Так, к III в. до н. э. территория этруссков пе­решла к римлянам. Этим начался период усиления влияния римской культуры или романизация. В итоге, в 90 г. до н. э., когда все народы Италии получили римское гражданство, этрусский народ совершенно утратил свое лицо. Рим полностью поглотил их мир. Этрусская циви­лизация ушла в небытие, оставив после себя тайну ее возникновения.

Эти процессы происходили не только в древней истории, они ин­тенсивно протекают и в настоящее время, и за всем этим прежде все­го стоят экономические интересы более сильных государств или их коалиций. В подавляющем большинстве случаев эти процессы осуще­ствляются насильственным путем со всеми последствиями, выте­кающими из способа их решения. Наиболее проявляющиеся формы осуществления такого поведения и составляют характер народа, а способ выражения его представляется как темперамент.

Следовательно, используемые понятия общей психологии по сво­ей природе сохраняют прежнее смысловое содержание, но в данном случае в них вкладывается социальная накопленность, а не биологиче­ская, и отдельный человек выступает как элементарный носитель ха­рактеристики социокультурного сообщества.

На данном пути развития вновь строящихся государств их значи­мость в мировом сообществе определяется не восстановлением про­шлых элементов культуры и традиций, не возрождением националь­ных ремесел и привитием единого государственного языка, а развити­ем экономики и науки и их интеграцией с общемировыми достижения­ми. Попытка говорить об особой национальной ментальносте, об ис­торической предрешенности пути развития является полной утопией.

Какой путь развития будет избран Украинским государством в на­стоящий период, зависит не только от этнопсихических национальных особенностей ее народа, а прежде всего от эффективности историче­ски сложившихся экономических связей с бывшими союзными респуб­ликами и странами Европы. Задачи этнопсихологических исследова­ний в этом направлении заключаются в объективном представлении роли межэтнических взаимоотношений, причин возникновения кон­фликтов или консолидации национальных меньшинств, истинной природы психологии этих явлений. На данном этапе развития этноп­сихологии и решение поставленных ею проблем должно быть направ­лено на объединение и анализ богатого опыта этнографии, социаль­ной психологии, математической психологии.

Как этнос, так и нация состоят из конкретных индивидуумов, пове­дение которых успешно изучает психология. Взаимообусловленные производственные отношения существенно расширяют среду общения и сложность адаптивного стереотипного поведения, однако это не на­рушает основы психологии индивидуального поведения. Подчиняясь правилам конвергенции и дивергенции, формируются обобщенные стереотипы поведения социальных групп и слоев, отражая при этом особенности средового приспособления. Естественно, что такое пове­дение отражается наиболее характерной среднестатистической оцен­кой, в которой сосредоточено наиболее типичное средовое поведение. Это дает полное основание говорить о типичных чертах характера и тем­пераменте определенного социокультурного образования: будьто соци­альная группа, слой, класс или нация в целом. Чем шире обобщение, тем более однозначным и узким становится психическая обобщенность.

Именно в этом и заключается существенное различие в психоло­гии поведения индивидуума и группы либо общности. В индивидуаль­ном проявлении психического поведения наиболее вариативное и осознанное оно проявляется в нормальном состоянии с минимумом эмоциональной окрашенности. По мере возбуждения вариативность выбора резко сужается, достигая при этом однозначности инстинк­тивного видового поведения.

В поведении общности самые характерные формы проявляются в наиболее узкой вариативности обобщенных выражений поведения из всего многообразия индивидуальных показателей. В спокойном со­стоянии некой общности проявляется многонаправленность в пове­дении каждого индивида. По мере роста напряженности состояния общности затрагивается наиболее важный показатель, который объе­диняет интересы общности и объединяет ее в достижении конечной цели. Фактически все принципы организации поведения сообщества в удовлетворении потребностей остаются абсолютно аналогичны тако­вым в организации индивидуального поведения для удовлетворения биологических потребностей с той разницей, что в одном случае речь идет о физической среде, а в другом — о социальной, но регуляция деятельности и в том и другом случае определяется удовлетворенно­стью достижения цели. Сегодня все эти процессы могут быть с доста­точно высокой степенью эффективности представлены в виде мате­матических описаний, что обеспечивает глубокий их анализ.

Идея социально-этнического разделения труда, обязанностей и прав так долго владела обществом, что даже и сейчас этнопсихологи пытаются всерьез делать выводы об этнических и национальных’ не­изменяемых качествах характера, социальных болезнях, формах пове­дения. Анализ исторического опыта человечества со всей очевидностью показывает, что отличия в поведении, характере, образе жизни различ­ных этносов являются не биологической данностью, а результатом куль­турно-исторического развития. С годами человечество свято уверовало в различные догмы, которые на самом деле являются не более чем мифами. Так, из поколения в поколение передается глупость о нацио­нальных чертах характера. В действительности существующие этносы, нации и даже расы в биологической основе психики поведения не имеют различий, и только социальная среда накладывает неизглади­мый отпечаток своих условий организации и построения отношений.

В анализе этнопсихических особенностей поведения в условиях по­строения многонациональных государств следует всегда выделять внутренние факторы социокультурного сообщества, которые влияют на совместные взаимообусловленные отношения, и внешние или межго­сударственные, в которых могут самым широким планом использо­ваться или преднамеренно усиливаться, а в ряде случаев целенаправ­ленно провоцироваться межэтнические распри. Во всех случаях прояв­ляется одна цель — ослабление потенциальных возможностей конку­рента для последующего его подчинения. Следовательно, укрепление государственной целостности должно исходить из организации эконо­мической стабильности, в достижении которой не имеет значения эт­ническая принадлежность производителя, его цвет кожи и язык обще­ния. Чрезмерное внимание в развитии исторического прошлого в виде традиций, обычаев, которые отражают этническую принадлежность и трактуются как восстановление национальной духовности, только тор­мозит процесс интернализации в мировое сообщество. Этот процесс неизбежно ведет к формированию единого социокультурного сообще­ства людей без расовых и национальных предрассудков.

Updated: 23.02.2014 — 23:30